Сайты-партнеры:
Сайт "Социогнозис"
Российская ассоциация международных исследований
Храм при МГИМО (У)
www.za-nauku.ru
| |
*
20 апреля 2023 г. в МГИМО прошла
открытая лекция Чрезвычайного и полномочного посла А.И. Кузнецова
"Воспитание дипломата в старой России: духовно-нравственные аспекты".
Будучи не только дипломатом, но и историком-специалистом по теме
подготовки дипломатов в Российской империи, гость говорил по-научному
строго, но в то же время ярко и интересно. Сделав введение в тему
теснейшего взаимодействия Русской православной церкви и российского
внешнеполитического ведомства в XIX – нач.
XX вв., Александр Игоревич украсил это
введение яркими историческими примерами и цитатами из архивных
материалов. После этого гость ответил на вопросы слушателей – студентов,
аспирантов и преподавателей, - касавшиеся как истории подготовки
дипломатов в Российской империи, так и взаимодействия МИД и РПЦ в наши
дни.
*
15 октября 2022 г., в рамках XIV
Конвента Российской ассоциации международных исследований, Центр
"Церковь и МО" провел секцию "Православие и новый миропорядок". На
мероприятии, собравшем более 20 слушателей из числа обучающихся и
преподавателей МГИМО, выступили: д.филос.н., доктор богословия,
профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им свв. равноапп.
Кирилла и Мефодия (ОЦАД) В.Н. Катасонов ("Русский мир и христианская
концепция культуры"), д.филос.н., профессор, академик и президент
Академии социально-технологических наук, академик РАЕН, руководитель
Агентства стратегического анализа В.А. Щегорцов ("Православное сознание
и парадигма современного мира"), кандидат богословия, председатель
Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки свящ. Георгий
Максимов ("Восстановление юрисдикции Русской Православной Церкви на
Африканском континенте и ближайшие последствия этого шага"), кандидат
богословия, доцент, докторант ОЦАД, вед.н.с. Томской духовной семинарии
диакон Сергий Кульпинов ("«Буржуазный»
и «советский» церковные
национализмы: проблема раскольничьих автокефалий в Украинской и
Белорусской ССР и в Сибири в 1920-е - 1930-е гг."), сотрудник
Секретариата по межхристианским связям ОВЦС МП, аспирант кафедры мировых
политических процессов И.А. Николаев ("Эволюция межхристианских связей
Русской Православной Церкви в условиях «осыпающегося
миропорядка»"), кандидат теологии, гл. ред.
журнала "Христианство на Ближнем Востоке" Е.В. Паламаренко ("Русская
духовная миссия в Иерусалиме: новые тенденции и перспективы развития" и
к.и.н., магистр богословия, доц., доц. каф. философии МГИМО, исп.
директор Центра "Церковь и МО" В.В. Печатнов ("Православие в
«звездно-полосатой стране»:
зеркало социологических опросов"). Последний также сказал приветственное
слово и модерировал заседание.
Проф.
В.Н. Катасонов описал икону русской культуры, т.е. ту ее основную часть,
которая имеет непреходящее и общечеловеческое значение. Это то в русской
культуре, что имеет своим источником Православие и одновременно
воплощает православное мировоззрение: русская литература в ее лучших
образцах, русская философия и наука, русское государственное
строительство (допетровской Руси). Определив фундаментальную интуицию
русской культуры: правильная жизнь - это жизнь с Богом, Владимир
Николаевич подчеркнул, что Россия традиционно стремилась, без оглядки на
другие страны и без намерения состязаться с ними, "стать самым
христианским из человеческих обществ". Проф. В.А. Щегорцов в
эмоционально окрашенном, основывающемся на личном профессиональном опыте
выступлении говорил о сегодняшней религиозно-общественной ситуации в
Западной Европе и России, остановившись и на тенденциях в
межконфессиональных отношениях в нашей стране. Вообще все выступления
отражали убеждение в исключительной важности Православной Церкви и
православного мировоззрения в той сложнейшей ситуации, в которой
оказалась Россия.
После перерыва заседание секции
продолжилось в другой аудитории, где по окончании докладов состоялось
краткое обсуждение самых животрепещущих, по мнению участников, вопросов.
* В
2012 году исполняется девяносто лет с начала акции помощи, которую
руководители Чехословацкого государства (Т. Масарик, К. Крамарж и др)
осуществляли по всему миру в пользу русских беженцев. В России, к
сожалению, о ней знают немногие. Русская акция помощи – это не только
страница чешской и русской истории, но и беспрецедентный нравственный
акт в истории международных отношений. Исходя из этого, Центр "Церковь и
МО" счел своим долгом провести в МГИМО цикл мероприятий на данную тему.
21 и 27 февраля председатель Координационного совета
российских соотечественников в Чехии А.Н. Келин прочел лекции "Русское
казачество и его судьба в революции" и "Русская эмиграция в Чехии: ее
судьба в истории ХХ века". А 28 февраля состоялась студенческая
конференция "Русская акция помощи в истории российско-чешских
отношений". |
|
|
|
|
На конференции, собравшей свыше 20 студентов и преподавателей, выступил посол
(ЧИП) Чехии в РФ Петр Коларжа, а затем прозвучали сообщения студентов, вызвавшие
живой интерес. Акция помощи 1922 г. была освещена как в высшей степени моральное
действие, беспрецедентное по своим масштабам и совершённое от имени всего
чехословацкого народа.
С сообщениями выступили следующие студенты и аспиранты МГИМО:
-- Ю.С. Непокрытая (4-й курс факультета прикладной
экономики и коммерции) - «Культурно-религиозные
аспекты Русской акции помощи»;
-- В.А. Сергиенко (аспирант кафедры философии) -
«Политическая жизнь русской эмиграции и Русская
акция помощи»;
-- Н.Ю. Молчаков (3-й курс международно-правого
факультета) - «Русская акция помощи и
российская юриспруденция в эмиграции».
|
¯
По инициативе центра «Церковь и международные отношения» 9 февраля
2010 года в ректорском зале МГИМО состоялась встреча студентов,
аспирантов и преподавателей с всемирно известным специалистом по русской
истории, профессором Гарвардского университета (США, Бостон) Ричардом
Эдгаром Пайпсом.
Желающих принять участие в мероприятии оказалось больше, чем мог
вместить зал: из соседних аудиторий студенты приносили стулья, пока всё
пространство помещения не было заполнено до отказа.
Профессор Пайпс не впервые в России (ему даже довелось бывать в нашей
стране |
ещё во
времена Советского Союза). Но поводом для визита на этот раз стала
140-летняя годовщина со дня рождения великого русского философа, экономиста и
общественного деятеля Петра Бернгардовича Струве. В Перми, где родился Струве,
Ричард Пайпс принял участие в конференции, посвящённой его деятельности и
значению его идей для современного общества. Этой же теме была посвящена и
небольшая лекция, которую господин Пайпс прочёл в стенах МГИМО.
Пётр Бернгардович Струве, человек, прошедший путь от марксизма до либерального
консерватизма, от атеизма к Православной вере, был патриотом своей страны и
считал, что Россия является частью Европы, и должна развиваться по западному
пути. Его идеи совмещают либеральное начало и сильное государство – то редкое
для русской политической мысли качество, значение которого недооценено
современниками.
После вступительного слова директора центра «Церковь и международные отношения»
Андрея Зубова и краткой лекции Ричарда Пайпса у присутствовавших была
возможность задать гостю интересующие вопросы, касающиеся не только Струве, но и
других тем. Обсуждение проходило на русском языке (Ричард Пайпс свободно говорит
по-русски). Поднимались вопросы истории, политики, права. Участниками
мероприятия была отмечена особая атмосфера встречи: выступающие шутили, а
обсуждение носило тёплый, дружеский характер.
Ричард Пайпс очень интересно рассказал о взглядах и идеях Петра Бернгардовича
Струве, об их актуальности. Струве отвергал народничество и идею о том, что
Россия стоит особняком от западных стран, отвергал анархизм и считал, что
государство должно быть гарантом свободы, любил русский народ и готов был
поддержать коммунистический режим, если этот режим отстаивал бы интересы России,
хотя Петр Бернгардович выступал за частную собственность, не мирился с
революционным насилием и принуждением. Очень интересно, на мой взгляд. Потом
студенты задавали много вопросов, и Ричард Пайпс обстоятельно на них отвечал. Я
думаю, что общение с такими известными людьми очень полезно для нас.
Артём Вороной, 5 МЖ
Профессор Пайпс - удивительный человек. Несмотря на
общественное признание, интеллектуально он одинокий человек. В Штатах его не
любят демократы, которые заправляют в университетах, в России его напрасно
считают русофобом. А он действительно любит Россию, и по-своему желает ей добра.
Об этом была его лекция - он передавал студентам МГИМО завет для России своего
героя - русского ученого и политика Петра Струве - либеральный патриотизм и
западничество. От себя добавлю, что России нужен христианский либеральный
патриотизм, а следовать в фарватере США России совсем не обязательно.
Виктор Аверков, аспирант МГИМО
Мне встреча с Р.Пайпсом принесла ощущение того, что Россия постепенно
избавляется от наследия Советского Союза. Отрадно, что сегодня остаются
востребованными те темы, которые обсуждались на встрече: прежде всего, это
преодоление тоталитарного прошлого и программа либерального консерватизма
П.Струве. В момент встречи у меня возникло чувство, что я прикасаюсь к живой
истории.
Василий Рулинский, 5 МЖ
|
*
Россия и США, идеал и повседневность, Церковь и мир – соотношение этих
понятий стало одной из главных тем конференции «Что такое
воцерковление сегодня?», прошедшей в МГИМО 16 декабря 2008 г. Встреча
была посвящена наследию выдающегося представителя русского зарубежья –
богослова, ректора Свято-Владимирской духовной семинарии Православной
Церкви в Америке, протопресвитера Александра Шмемана, вся жизнь которого
была призывом к целостному духовному возрождению человека через
воцерковление.
|
Не каждый день в МГИМО можно увидеть человека в рясе. Еще реже – сразу
несколько священников, диакона, игумена и архимандрита. 16 декабря это оказалось
возможным. На встречу, организованную центром «Церковь и международные
отношения», пришло много людей, для которых Церковь – не просто красивое здание
или институт в общественной системе, а, прежде всего – их собственная жизнь,
полнота их существования. Много оказалось и тех, для кого процесс воцерковления
еще только начался.
На первый взгляд, проведение такой конференции в светском вузе трудно
объяснимо. Действительно, личность, пусть даже известного, богослова и его
подход к воцерковлению не кажутся теми вопросами, о которых необходимо говорить
в стенах Института международных отношений. Однако такое мнение справедливо лишь
на первый взгляд. Фигура Александра Шмемана, по словам заведующего кафедрой
философии МГИМО Алексея Шестопала, являет собой образ «человека глобального
общества». Родившись и окончив университет во Франции, отец Александр много лет
проработал в Америке и при этом всю свою жизнь «нес в сердце Россию».
Вселенский характер служения Александра Шмемана
прежде всего проявляется в его трудах. Наследие богослова насчитывает
большое количество работ, кардинально изменивших представления многих
людей о вере, о Церкви и мире. Написанное им – как сочетание
несочетаемого – представляет средоточие неземной радости и в то же время
неумолимо вскрывает зло, в котором лежит весь мир. Так, например, две
книги, которые были взяты за основу участниками конференции – «За жизнь
мира» и «Дневники» - дают яркий пример этой двусторонности, а где-то
даже противоречивости наследия отца Александра.
Честный, прямой, а главное – правдивый с самим
собой (это мы видим в его «Дневниках», где он открыто признает свои
слабости и грехи), протопресвитер при всей своей жажде вечности и
«единого на потребу» не стеснялся говорить о проблемах Церкви, об
ущербности укорененного в православной среде миропонимания. Как
собственную боль переживал отец Александр болезнь «идолопоклонничества»,
поразившую многих верующих. Неоправданная любовь к прошлому, фанатичная
приверженность внешней форме при забвении содержания, сведение на нет
общинного духа Церкви и усиление индивидуализма, ожидание магического
эффекта вместо целостной веры – вот только некоторые из «идолов»,
стоящих на пути воцерковления человека, решившего обратиться ко Христу
всем своим сердцем, душой и разумением.
Только постоянная работа над собой, «созидание
полноценной христианской личности», по словам игумена Петра Мещеринова,
способны по-настоящему ввести человека в Церковь. Именно здесь у
верующего появляется ощущение себя как неотъемлемой части Тела Христова,
а значит – переживание того «единства свыше», о котором писал Александр
Шмеман, - единства с Богом и в Боге. Не удивительно, что такой уровень
духовной жизни не позволяет человеку мириться с малейшими проявлениями
зла и греха как в себе самом, так и в обществе. В результате верующий,
как считает отец Петр Мещеринов, обрекает себя на роль экстремиста,
противника любой несправедливости, диктуемой властью или навязываемой
другими структурами. Стремясь проникнуть в суть явлений, не позволяя
манипулировать собой, он стремится добраться до истины, до правды,
которые зачастую не могут быть приняты в современном обществе.
Отчасти таким экстремистом был и сам Александр
Шмеман. Его заинтересованность во всем, что происходит в мире, его
неутолимая жажда познания, а главное – стремление к глубокому осмыслению
реальности делали его «неудобным» для многих его современников. «У нас
нет установки на эту рефлексию», - с сожалением отметил священник
Вячеслав Перевезенцев. В силу незрелости и инфантилизма, а где-то –
ложного смирения и окаменелости сердца человек часто отказывается от
поиска истины, от стремления понять богослужение, молитвы и все
происходящие с ним события. Он лишен желания мысленного и духовного
восхождения, определяющего процесс воцерковления. По словам отца
Вячеслава, Церковь похожа на альпинистский кружок, в котором нечего
делать человеку, не желающему подниматься в гору. Таким образом, подвиг
веры должен неотступно сопровождаться мыслительной работой, даже
дерзновением в мысли, которым отличался Александр Шмеман.
Будучи грозным спорщиком, он всегда стремился
побудить человека к размышлению. По утверждению настоятеля московского
подворья Православной церкви в Америке архимандрита Закхея, именно это
желание объясняет то, что отцу Александру нравилось, когда его
воспринимали как радикала. Однако далеко не все критические замечания
богослова оказались поняты должным образом. Сегодня именно они выводятся
на первый план, а сам отец Александр становится в глазах многих людей
злостным диссидентом и оппозиционером, видевшим вокруг только тьму. На
самом деле в произведениях богослова, по словам руководителя Центра
«Церковь и МО» Андрея Зубова, открывается «потрясающее чувство любви».
Любовь, свобода, правда – вот ключевые слова, характеризующие личность
Александра Шмемана. «Всегда радуйтесь, за все благодарите» - словно
лейтмотивом проходят через большинство его произведений. Не удивительно,
что в Таинстве, являющем исполнение этих слов – Евхаристии –
протопресвитер видел основной источник жизни Церкви как «радостной
встречи Царства Божьего», как предвосхищения преображения всего мира.
На этом фоне как никогда остро встает вопрос об
ужасающем несоответствии идеала и реальности. Несмотря на то, что
Православная Церковь в Америке сегодня насчитывает свыше 2,5 млн.
прихожан, ученый секретарь Центра «Церковь и МО» Валентин Печатнов
убежден, что Александру Шмеману и его сподвижникам не удалось выполнить
программу-максимум: «привести Америку к полноте православия».
«Литургическое преображение оказалось не для всех доступным», - вынужден
констатировать магистр богословия, выпускник американской
Свято-Владимирской семинарии. В ситуации, когда прихожане, каждое
воскресенье посещающие храм, регулярно бьют своих жен или напиваются
допьяна, рано говорить о подлинном духовном возрождении. Налицо глубокие
личностные проблемы, для разрешения которых мало проповеди, богослужения
и просветительства; необходимы духовническая помощь и программы
групповой психотерапии.
Столкновение идеала и повседневности, Царства
Божьего, получаемого в причастии Святых Христовых Таин, и ужасающей
бездны греха происходит ежедневно. За внешним благочестием легко
укрывается внутренняя скверность, периодически демонстрирующая свой
страшный облик. К сожалению, этот отталкивающий образ «мира сего» - а
совсем не чувство предвосхищения Царства Божьего - рискует встретить
человек, вступающий в Церковь, начинающий свое духовное восхождение. И
здесь крайне важно ответить на вопрос: «Что же такое воцерковление?»
Приход на службу в храм или всецелое обращение ко Христу? Вступление в
организацию или подвиг веры? От ответа на этот вопрос зависит самое
главное – способность вместе со Христом взять свой крест и полностью
умереть для мира.
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я
победил мир» (Ин. 16:33).
Василий Рулинский (IV МЖ)
|
*
20 ноября 2007 г. в МГИМО состоялся открытый семинар Центра "Осмысление
Русской революции 1917 года: Как достигнуть национального единства
сегодня?" Семинар размышлял о значении революции 1917 г. для
России и ее народа, и о наследии революции сегодня. Более того, в
докладах и обсуждении снова и снова вставал вопрос о большевизме и
советскости в душах тех, кто родился и вырос в СССР, и в душах их
детей. В какой мере советское прошлое определяет наше настоящее?
Если советское прошлое и его источник, революция, безбожны, и
|
|
потому по существу порочны, - и так считало очевидное
большинство участников семинара - то как изживать это наследие? В
ответ на этот вопрос на семинаре звучали слова "память", "покаяние",
"преодоление последствий революции".
По отдельным аспектам темы выступили студенты Николай Бобринский
("Революция и русское общество в XX
в."), Сергей Васильев ("Единство на основе забвения, примирения или
покаяния?"), Василий Васильев ("Существуют ли предпосылки революции
сегодня? /сравни- |
тельный анализ положения в современной и императорской России накануне
1917 г./") и
Максим Матвеенков ("Что мы должны делать, чтобы
преодолеть последствия революции 1917 года?").
После докладов и обсуждения поделились своими комментариями и мыслями
эксперты: Ю. С. Пивоваров, директор ИНИОН РАН, А. В. Шестопал, зав. кафедрой
философии МГИМО и А. Б. Зубов, генеральный директор Центра "Церковь и МО".
Семинар прошел на высоком интеллектуальном и гражданском уровне, в атмосфере
поиска Истины и открытости ей, а значит, в присутствии Христовом.
¯
11 декабря 2006 г. Центр провел в МГИМО открытый семинар на тему:
"Осмысление социалистической революции и гражданской войны в России
патриархом Тихоном". Основной доклад представил зам. директора
Института Российской Истории РАН, д.и.н. Владимир Михайлович Лавров. На
семинаре присутствовали студенты и аспиранты МГИМО, а также гости из других
организаций и учреждений г. Москвы.Доклад В. М. Лаврова был построен на
анализе посланий и писем патриарха Тихона, причисленного в Православной Церкви к
лику святых, и их исторического контекста.
Цитаты из посланий 1918-1919 гг., по глубине и мощи
приближающиеся к величайшим речениям библейских пророков,
показали развитие понимания патриархом
происходящего в России. От восприятия успеха большевиков как
кратковременного страшного сна русского народа патриарх ранее всех политических
лидеров, как "белых", так и "красных",
пришел к пониманию большевизма как длительной болезни народа,
глубоко проникшей в его душу. Слушатели были живо заинтересованы темой, о
чем свидетельствовали многочисленные вопросы к докладчику, встреченные им с
научной добросовестностью историка и с сердцем чуткого и ответственного
гражданина России. Разговор был продолжен в неформальной обстановке, за
чашкой чая на кафедре философии.
|
*
4 октября 2006 г. в МГИМО прошел открытый семинар Центра "Солидаризм
и христианская демократия". Целиком подготовленный студенческим
активом Центра, семинар был посвящен теории, истории и практике
солидаризма как формы христианской социальной философии, а также
принципам и практическому воплощению западноевропейской христианской
демократии. Среди присутствовавших были студенты Московских
Духовных Академии и Семинарии, студенты и аспиранты МГИМО, а в качестве
экспертов - председатель Народно-трудового союза Б. С. Пушкарев, проф.
А. Б. Зубов и ст. преподаватель В. В. Печатнов.
Сообщения по различным аспектам темы представили Варфоломей Базанов
("Солидаризм и демократия: исторические предпосылки"), Любовь Пасякина
("Историческое развитие солидаризма"), Иван Синягин ("Христианская демократия:
теория"), Николай Бобринский ("Христианская демократия: практическое воплощение
в ФРГ") и Вадим Сергиенко ("Практический солидаризм"). За сообщениями
последовали дискуссия и комментарии экспертов. Несмотря на то, что в
сообщениях речь шла в основном о Западной Европе, в течение всего семинара было
ясно, что в умах и в душах его организаторов и участников - поиск того, "как нам
обустроить Россию". Не случайно заявленной целью семинара была выработка
обоснованного суждения о возможности воплощения идей солидаризма в
современной России. |
|
¯
27 апреля 2006 г.
в МГИМО в
рамках Центра и при поддержке журнала «Мы в России и Зарубежье»
состоялся открытый семинар "Единство русского общества и единство
Русской Церкви". Цель встречи заключалась в том, чтобы обсудить
процесс воссоединения двух частей Русской Православной Церкви –
Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей.
Семинар прошёл в форме докладов и обсуждения с участием студентов МГИМО,
Московской Духовной Академии, МГУ и МГЛУ. С комментариями выступили
эксперты – священник Вячеслав Перезвенцев, настоятель храма св. Николая
г. Черноголовка, проф. А.Б.Зубов, директор Центра «Церковь и
международные отношения», С.В.Чапнин, ответственный редактор газеты
«Церковный Вестник», и В.В.Печатнов, преподаватель курса истории Церкви
в МГИМО.
Участники семинара размышляли над непростыми вопросами:
Какое
значение имеет единение Русской Православной Церкви? Каковы причины
разделения в обществе и в Церкви в 20 веке? Каков дальнейший путь
возрождения Церкви? Далее
|
|
|
Архив
|