Ниже изложены основные идеи, высказанные участниками семинара.
Страшные бедствия, потрясшие Россию в ХХ веке: революция, богоборчество и братоубийство, изгнание миллионов людей, утверждение атеистической советской власти и разделение Церкви – воспринимаются как Божие наказание за общие грехи и неправды народа в царской России. Оставление Бога, ослабление веры среди всех слоев российского общества, подчинение Церкви государственной власти – вот главные причины открывшегося среди нас явного зла. Сначала оно овладело многими из наших соотечественников, утвердилось в государстве и затем поразило всех: одних – физической смертью и изгнанием, других – порабощением и духовным соблазном.
По милости Божией, оплот зла – безбожная советская власть – пал, однако его действие в нас продолжается до сих пор, в том числе, в разделении Церкви. Осознавая неправды прошлого, мы стремимся преодолеть их силу над нами и не соединяться с явлениями, которые в той или иной степени были причастны этим неправдам. Нам не следует защищать «компромиссы» митрополита Сергия, подчинившие церковную иерархию советской власти. Но и синодальный сервилизм, который поставил во главе сообщества чад Божиих земного царя, не может быть примером для Церкви. Нужно также освободиться от идеологических привязанностей, искажавших единое церковное сознание различными прельщениями – абсолютизацией любой государственной власти или одной из ее форм. Продолжая эти несовершенные пути, мы утверждаемся в слабости и разделении.
Господь дал всей Русской Церкви твердыню, которая осталась в годы общего соблазна и падения неповрежденной – Собор новомучеников и исповедников Российских. Святые новомученики свидетельствовали о неправдах старой России и о суде Божием над ней, но они же отвергли искушения со стороны новой власти, избрав путь стояния в Истине. Им дано было претерпеть до конца и спастись. Прославление Собора новомучеников и исповедников в Русской Зарубежной Церкви и Московском Патриархате указывает на сакральное единство Русской Церкви и дает нам основу для возрождения.
Образом правильного церковного устроения может стать Поместный Собор 1917-18 годов. Будучи единственным свободным собором за двухсотлетний период, он стал и первым деянием Церкви-мученицы. В его постановлениях в высокой степени воплотились дореволюционные чаяния и опыт Церкви, были заложены правильные основы для Ее существования в новом мире.
Сближение двух частей Русской Православной Церкви, которое может завершиться единением, есть дар Божий, свидетельство того, что наказание с нас снимается. Сегодня мы, возможно, незаслуженно, освобождаемся от бремени выборов прошлого. Поэтому перед каждым членом Церкви стоит задача – принять предложенный путь, осознать ответственность и значение происходящего. Тогда формальные препятствия и человеческая слабость отойдут на второй план и не помешают единству.
Преодоление церковного разделения станет средством примирения расторгнутого революцией народа, примирения в победе Истины над злом. Не принудительное слияние красных и белых нужно России. Возвысимся над гражданской борьбой, последовав святым новомученикам и исповедникам.
Воссоединение Церкви – это образ единства и братской любви, к которой призывал своих учеников Иисус Христос и его апостолы. Оно откроет в нас новые силы, радость единства мы принесем всем нашим соотечественникам. Это деяние может стать примером для излечения других церковных и гражданских разделений.
Мы смотрим в будущее Церкви и, помня о всеобщем конце, тем не менее, стремимся продолжать Ее изначальную миссию – проповедь слова Божиего по всему миру. Воссоединение Русской Церкви укрепит вселенский и соборный дух Православия и поможет исполнить заповедь Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
(По материалам статьи Николая Бобринского и Виктора Аверкова «Единство русского общества и единство Русской Церкви», опубликованной в третьем номере журнала «Мы в России и Зарубежье» за 2006 год.)