Заметки о схоластицизме

 

 

         Из конспектов лекций проф. Дж. Х. Эриксона и М. Л. Колиш:

 

         Во второй половине XII в. в Европу попал (через Сицилию и мусульманскую Испанию) полный корпус философских сочинений Аристотеля, вместе с мусульманскими комментариями.  Возникла проблема: как совместить всю эту философию с христианским вероучением?

         Эта проблема, вместе с появившимися ранее проблемами сочетания старого греко-римского и нового германского христианства, а также нового понимания Церкви как централизованной и клерикализованной организации под властью папы со старым пониманием первых веков, привела в окончательному формированию схоластического метода.  Этот метод сформировался в университетах под влиянием преподаваемых там предметов и самого способа их преподавания.  Преподавались т.н. семь "свободных искусств", разделявшихся на "трúвиум" (грамматика, риторика, логика) и "квадрúвиум" (арифметика, астрономия, геометрия, музыка).

         Схоластический метод имеет три последовательные составляющие: 1) определение, где предмет определяется с помощью грамматики;

         2) разделение, где предмет подразделяется на подтемы с помощью риторики;

         3) рассуждение, где с помощью логики делаются выводы из ранее определенных вещей.

         Мыслители Средних веков верили, что противоречия, приведшие к вышеупомянутым проблемам, можно разрешить с помощью этого метода.

         Применение схоластического метода основывалось на двух основных постулатах: 1) все знание можно свести к силлогизмам, и 2) слова имеют одно и то же значение независимо от контекста.

         Соответственно, противоречивые выражения Св. Писания гармонизировались друг с другом диалектически, без учета исторического контекста и вида книг Писания, в которых эти выражения находятся.  Так же гармонизировались и другие противоречащие друг другу документы.

         Схоластические богословы считали необходимым создать цельную и рациональную христианскую картину мира, которая учитывала бы нехристианские философские построения, а также данные науки.  При работе над этой задачей они неизбежно сталкивались с проблемой соотношения разума и Откровения.  Некоторые из них – Бонавентура (1221-1274), Фома Аквинский (1225/6 –1274) – считали, что между ними нет пропасти: разум может (и должен) структурировать и объяснять истины Откровения, которые уже известны и приняты.  Другие – Джон Дунс Скотт (1266/70 – 1308), Вильгельм Оккамский (ок. 1300-1349) – утверждали, что разум совсем некомпетентен в истинах Откровения и может оперировать лишь тем, что доступно чувствам.

         В результате работы схоластов были созданы целые богословские системы.

 

 

         Из книги проф. Н.Д. Тальберга "История христианской Церкви":

 

         "Главная заслуга схоластики состоит в том, что она своими исследованиями и доводами  дала церковному вероучению ясность, точность и определенность и привела его в порядок и систему.  Уродливые же стороны схоластики заключаются в следующем.  В подтвержение богословских истин схоластические богословы ... возбуждали в области богословия множество  нелепых и курьезных вопросов и разрушали их также нелепо и курьезно... с одной стороны, схоластика в своих системах богословия возвела на степень догматов множество неправильных учений, существовавших в Римской Церкви или только в зародыше, или в виде отдельных мнений, а с другой – с течением времени, при полном господстве схоластики, все богословие Римской Церкви заключилось в одну форму, и догматы Церкви не иначе можно было принимать, как только в том виде, в каком представила их схоластика."