ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ

 

         На протяжении большей части церковной истории спасение виделось как охватывающее всю жизнь: христиане приходили к вере во Христа, крестились и возрастали ко спасению в Церкви.  Основными темами вероучения были Святая Троица, воплощение Сына Божьего и воссоединение с Богом.

         Однако в Западной Европе в XVI в. и даже ранее, среди реформаторов возникло небезосновательное опасение по поводу господствовавшего понимания, что спасение зависит от человеческих дел (заслуг), а не от благодати и милости Божиих.  Многие деятели Реформации заново открыли для себя Римлянам 5.  Их лозунгом относительно спасения стало выражение sola fides (лат.): оправдание совершается только верой.

         Этот спор эпохи Реформации был запоздалой новостью для православного востока: к чему эта новая поляризация веры и дел?  Ведь с апостольских времен уяснено, что спасение даруется милостью Божией праведным людям.  Крещенные во Христа призваны верить в Него и творить добрые дела.  Дискуссия о вере в противоположность делам не имела прецедентов в православной мысли.

         Православное понимание оправдания отличается от протестантского в нескольких аспектах.

         (1) Оправдание и Новый Завет (с Богом).  Когда православные христиане обращаются к учению о спасении, внимание концентрируется на Новом Завете с Богом.  Оправдываться (т.е. быть или становиться праведным) верой в Бога есть один из аспектов вступления с Ним в отношения завета.  Тогда как Израиль находился в Старом Завете, где спасение совершалось через веру, ограниченную рамками закона, Церковь находится в Новом Завете.  Спасение приходит через веру во Христа, Который исполняет закон, и мы получаем дар Святого Духа, Который пребывает в нас, ведя нас к познанию Бога Отца.  Тогда как некоторые христиане сосредоточиваются на оправдании как на юридическом провозглашении невиновности перед Богом, православные понимают оправдание верой как отношения завета с Ним.  Центр этих отношений – единение со Христом (Рим 6. 1-6).

(2) Оправдание и милость Божия.  Православие подчеркивает, что спасает нас прежде всего милость Божия, а не наша вера.  "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим 5. 1-2).  Именно Бог творит или заключает с нами Новый Завет.

(3) Оправдание верой не статично, а динамично.  Для православных христиан вера имеет живой, динамический, непрерывный характер.  Она не статична и не одномоментна.  Вера – это не то, что христианин проявляет лишь в один критический момент, ожидая, что этого хватит на всю оставшуюся жизнь.  Истинная вера – не просто решение, а образ жизни.

Поэтому вопрос современных протестантов-евангелистов "Спасен ли ты?" вызывает у православного удивление.  В соответствии с Писанием, православный христианин видит по меньшей мере три аспекта спасения: (а) я был спасен, соединившись со Христом в Крещении; (б) я спасаюсь, возрастая во Христе через таинства Церкви; и (в) я буду спасен милостью Божией на Последнем Суде.

Последняя трудность для православных христиан заключена в слове "только".  Хотя для православных, в отличие от протестантов, оправдание верой не является стержневым учением Нового Завета, оно не представляет для них трудности.  Но оправдание только верой вызывает возражения.  Оно противоречит Писанию, которое гласит: "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только" (Иак 2. 24).  "Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3. 28), но Библия нигде не говорит, что мы оправдываемся одной только верой.  Напротив, "вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак 2. 17).

Как христиане, мы свободны от предписаний ветхозаветного закона (Рим 3. 20), ибо Христос исполнил закон (Гал 2. 21, 3. 5, 24).  По милости Божией мы приняты в отношения Нового Завета с Ним... По Его милости мы оправдываемся верой и получили от Бога силу для добрых дел или дел праведности, которые приносят Ему славу.

 

(The Orthodox Study Bible. Nashville, TN, 1997. P. 348.)