4. Лев
V
Армянин (813–820) видел себя вторым Копронимом. В долгой войне с болгарами удача
наконец повернулась к византийцам. Император Лев нанес поражение страшному Круму,
развеяв, таким образом, миф о его непобедимости. Тот вскоре скончался, а в 818
г. Лев вновь наголову разбил болгар. Таким образом, Империя была спасена.
Иконоборчество
император начал вводить исподволь, очень осторожно. В кругу своих приближенных
он высказывал мнение, что бедствия (успехи сарацин) постигают Империю «не за что
иное, как лишь за поклонение иконам», и доказывал это тем, что
императоры-иконоборцы и царствовали и умирали благополучно, а вот их преемники
несчастно. Сочувствующие иконоборчеству нашлись не только среди военных, но и
среди иерархов.
Перед
праздником Рождества Христова 814 г. толпа солдат бросала камнями в образ
Спасителя над воротами дворца; император приказал снять образ под предлогом
защиты святыни от поругания. 25 декабря перед причащением он поклонился иконе, а
6 января 815 г. уже нет. Вскоре после этого император стал убеждать патриарха
отказаться от иконопочитания. Патриарх был непоколебим.
В
815 г. св. патриарх Никифор был низложен и отправлен в ссылку. 1 апреля 815 г.
(в день Пасхи) патриархом стал Феодот, начальник лейб-гвардии и родственник
Копронима. По словам хрониста, он был «безгласнее рыбы, бессловесный,
скотоподобный и кроме нечестия ничего не знающий». Он был совсем необразованным
и полуграмотным человеком.
После
Пасхи того же года Лев Армянин созвал собор в Св. Софии под председательством
этого патриарха. Православные иерархи и монахи отказались в нем участвовать,
были низложены и отправлены в ссылки. Собор остался в истории под названием 2-й
иконоборческий. Иконоборцы считали его поместным.
Собор
объявлял вновь восстановленными решения иконоборческого собора 754 г., а
Вселенский Собор 787 г. потерявшим силу. Но все же его решения были помягче
Копронимова собора: позволялось оставлять иконы в церквах, но вывешивать повыше,
чтобы они служили для неграмотных вместо писания, лишь бы невозможно было «для
необученных и нетвердых в вере» возжигать перед ними свечи или их лобызать. Было
сказано, что Ирина восстановила незаконное почитание икон по женскому слабоумию.
Но определялось, что иконы не идолы, а Влахернский собор Копронима не объявлялся
Вселенским (объявлялось, что было всего шесть Вселенских Соборов).
Не
подписывавшие орос епископы и игумены ссылались и наказывались. Св. Феодор
Студит написал собору обличительное письмо, был наказан пыткой (его били
воловьими жилами и морили голодом) и сослан. Но и из ссылки он писал
обличительные послания и руководил борьбой с иконоборцами.
Активно выступал против иконоборчества и ссыльный патриарх Никифор.
Источник: www.azbyka.ru