Занятие 4. Поздравительная речь. «Я желаю счастья вам!..»

§ 1. Поздравительная речь в общественной и частной жизни. Общество не может существовать без праздничных, хвалебных, торжественных речей. Поздравительной речью в некотором смысле организуется всякое общество, поскольку на праздниках люди отмечают свои успехи, говорят о главном в жизни, определяют основные философские ценности. В античности праздничная речь называлась «эпидейктической» (показательной), она произносилась по торжественным случаям, содержанием такой речи являлось «прекрасное». Поздравительная эпидейктическая речь произносилась и произносится по поводу настоящего (события или праздника), в то же время в этих речах содержится  доброжелательная, положительная оценка прошлого, именно в этих речах внушаются бодрый, обнадеживающий настрой и высказываются пожелания на будущее.

Эпидейктическая речь создается в торжественных ситуациях общественной (государственной) и семейной (личной) жизни людей.  Жанровые ситуации современных праздников (семейного, производственного или государственного) – в сущности – исчислимы. Таковы «семейные» жанры дней рождения, свадьбы, рождения ребенка, крестин,  проводов в армию, проводов на пенсию (уходящий жанр, поскольку в последнее десятилетие россияне все менее уходят на пенсию, продолжая работать); может показаться странным, но к жанру хвалебной речи относится также поминальная речь, поскольку в ней также перечисляются положительные свойства умершего человека.

Семейные праздники для современного человека смешиваются с государственными, поэтому семейное застолье часто происходит в дни государственных праздников, а государственные праздники приобретают «народные» названия, как нынешний День защитника Отечества называется «мужским» днем, а Международный Женский день продолжает именоваться «женским». Соответственно отмечаются эти праздники как на производстве, так и дома. Не меняется лишь суть (содержание) речи – это должны быть поздравительные, праздничные мысли и слова с пожеланием счастья и успехов.

Видимо, исчислимы ситуации эпидейктических речей на производстве (будь это завод, институт, школа или больница). Эпидейктическая речь организует жизнь делового коллектива, вместе с настоящим праздником в ней оцениваются прошлые достижения и люди настраиваются на будущие успехи. Сегодняшняя эпидейктическая речь сорастворяется в деловой речи, которая может произноситься на первом собрании коллектива в некотором текущем периоде (например, начало учебного года в школе) или на заключительном собрании годового цикла, подводящем итоги работы коллектива. Всякий план или отчет содержит элементы эпидейксиса («похвалы») как одобрения или  положительной оценки сделанного. Так, само приведение фактов в отчете о работе трудового коллектива содержит положительную оценку и, следовательно, невольно напоминает поздравительную речь, создавая у коллектива настроение праздника.

§ 2. «О чем речь?» В «Риторике» Аристотеля сказано, что «все наши уговаривания и отговаривания (то есть наши речевые действия) касаются счастья», а «счастье – известная цель всякого человека»[1]. Данное положение более всего подходит именно к праздничной речи, поскольку более всего в ней говорится о том, что есть счастье. Следовательно, наиболее искусным и убедительным в поздравительной речи будет тот, кто лучше понимает, а, значит, сумеет написать, сказать, представить наиболее точное, истинное, удовлетворяющее потребностям аудитории определение счастья. При этом не стоит ссылаться на то, что у каждого свое понимание счастья – в данном случае для ритора главное заявить о своей позиции, своем мнении.  

Один из путей формирования собственного мнения – знание, знакомство с наиболее авторитетными мнениями великих ученых, философов, писателей. Причем сразу же приходит мысль о том, что определять самое простые вещи часто бывает сложнее всего.  Посмотрим, как делает это Аристотель: он определяет счастье как «благосостояние, соединенное с добродетелью, или как довольство своей жизнью, или как приятнейший образ жизни». Что для вас,  для вашего корреспондента или вашей аудитории, будет представлять собой «довольство жизнью», «приятнейший образ жизни»? Это вопрос о наших жизненных ценностях, ориентирах, пристрастиях, которые могут вызывать горячие споры. Впрочем, в ситуации праздничной речи, когда все настроены, как правило, благожелательно, необходимо как раз найти эти общие интересы, общие идеи, которые могут объединить присутствующих.

К благосостоянию человека Аристотель относит обилие друзей, хорошую семью, славу, почет, богатство (естественно, полученное честным путем) – разве не этого обычно желают люди в поздравительных речах? К добродетелям физическим, то есть внешним хорошим качествам, относят обычно здоровье, силу, красоту, статность, ловкость, к добродетелям духовным – справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, скромность, мудрость. Естественно, что это не все качества, о которых можно было бы говорить (ср. с теми, которые были приведены нашими студентами в их списках!). Сами качества выводят нас к вопросу о философской позиции оратора, которая еще более проявится тогда, когда он будет комментировать данные качества и развивать их в своем описании.

Итак, похвала прекрасного (человеческих качеств и поступков) и есть предмет поздравительной речи.

Поэтому приступим к практической тренировке, предложив ряд практических советов.

 

Поздравительная речь «Я желаю счастья вам!»

Задание: составьте краткую поздравительную речь с пожеланием счастья.

Ситуацию и адресата вашей речи придумайте сами – главное, чтобы эта ситуация была естественна и вас вдохновляла. Например, это могут быть:

·        Поздравление другу или подруге с днем рождения (поступлением в институт, защитой диплома);

·        Поздравление   родителям (маме, папе, бабушке, дедушке), родственникам, друзьям, знакомым с юбилеем свадьбы, Новым годом, Пасхой, Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем весны и труда и т.д.;

·        Поздравление коллегам с завершением ответственной работы (какой – придумайте сами или представьте реальную ситуацию в вашем коллективе);

·        Поздравление студенческой группе со сдачей сессии;

·        Поздравление на свадьбе

·        Поздравление с рождением ребенка;

·        Поздравление на крестины;

·        Поздравление учительнице с Днем Знания;

 

В сегодняшней речевой жизни существуют следующие основные жанры поздравлений: в устной речи – тост, в торжественной обстановке иногда вручается адрес (адрес пишется письменно, вкладывается в красивую папку и обычно зачитывается). Достаточно популярной остается форма открытки.

 

Советы оратору, произносящему тост:

 

1.     Постарайтесь выполнить программу минимум: в вашей речи должно быть: обращение, собственно поздравление (с чем вы хотите поздравить конкретного адресата или аудиторию), пожелание (это элементарно, поскольку все знают стандартный набор пожеланий «крепкого здоровья, счастья и успехов»), тост-здравица (за что вы  поднимаете бокал, предлагаете тост – «за именинника», «за будущие успехи», «за здоровье» и т.д.).

2.     Самое главное – пусть от вас исходят радость, веселье, бодрость и вдохновение и тогда даже стандартные слова  прозвучат сердечно и достигнут цели. В данном случае срабатывает эффект произношения, которое, по Демосфену, является главным в ораторском искусстве.

3.     Следует признать неудачными стандартные вставания и произнесения «моего любимого тоста: за любовь! – и всё!» Конечно, краткость - сестра таланта и скромность всегда ценится, но за праздничным столом ценится также остроумие, готовность быть сердечным и, как правило, разговорчивым собеседником, поэтому так внимательны люди к тактичному распространению речи.

4.     Научитесь уместно, немногословно, неутомительно для слушателей распространять ваше высказывание, придуманную идею, ищите остроумные ходы мысли, синонимические обороты – в вашем распространении слушатели увидят вашу готовность раскрыть им сердце. 

5.     Для краткой застольной речи обычно требуется какая-то основная идея, «зацепка», краткая мысль или афоризм, которые необходимо распространить, обосновать, применить к адресату речи и закруглить речь общим или адресным пожеланием.

 

Приведем примеры изобретения краткого тоста с последующим развитием основной мысли.  Знакомясь с этим примером изобретения, отнеситесь к данному опыту творчески и критически, поскольку риторический образец условен и не может быть слепо повторен в какой-либо аудитории. В то же время он может стать некоторой моделью или прецедентом для примерного построения речи.

Всякое застолье изобильно. Возьмем идею «обилия», которая может распространяться далее в идеи изобилия, множества, богатства и т.д.) и попытаемся представить, какими могли бы быть поздравительные речи в разных ситуациях.

[Свадебный тост]  Дорогие друзья! Мы, конечно, любуемся сегодня прежде всего молодоженами: Сашей и Машей. А после Саши и Маши наши взоры невольно обращаются к пиршественному столу. И заглядывая в будущую Саше-Машину жизнь, как хочется им пожелать, чтобы их будущее так же было богато счастливыми, радостными, красивыми событиями, как радует наши взоры этот красивый стол.  Пусть ваш дом будет богат детскими криками, пусть ваши отношения множатся лаской и любовью, взаимным вниманием и заботой, и тогда приумножится ваше богатство во всех смыслах. Одним словом, как сказано давно, «плодитесь и множитесь». Большого вам и огромного счастья! Не без горечи… Горько!

[Деловое застолье] Уважаемые коллеги! Наш стол, как всегда, изобилен яствами. Я вижу в этом не свидетельство нашего чревоугодия, а проявление нашего взаимного старания, внимания, содружества, желания подольше быть вместе – ведь яства должны быть съедены… Но, кроме шуток, всё в этом мире знаково – и наш обильный стол словно отражает идею необходимости обильных идей, постоянного изобретения новых инициатив, которые, между прочим, и являют работники нашей компании. А наша работа требует богатства воображения, многих нестандартных решений, постоянного накопления идей.

Пусть изобилие этого стола преображается в изобилие и богатство деловой и личной жизни каждого из вас!

 

Повторяем, что приведенные речи условны. И вам справедливо может показаться, что подобный текст несколько натянут и не подходит под ваш характер, ваш стиль. Но мы и показываем, как можно было бы развить ту или иную мысль, опираясь на определенные идеи.

Совет ритору-практику: следить за тем, чтобы ваши мысли и слова были уместны, стиль вашего выступления отражал стиль вашей личности. Кроме того, у каждого ритора есть свои «заготовки» (мысли, афоризмы, любимые слова и выражения), которые он накапливает в своем риторическом опыте и затем достает в нужный момент из копилки своей памяти. Постарайтесь накапливать этот полезный груз памяти и учитесь тактично и вовремя применять его в «боевой» обстановке. Ниже мы приведем разные афоризмы, цитаты, пословицы, краткие рассуждения о «счастье». То, что вам понравится, используйте без стеснения.

 

А теперь адрес. Адрес, или адресное послание представляет собой письменный текст, обращенный к юбиляру, виновнику торжества. Адрес готовится в письменной форме  обычно зачитывается. Различают два типа адресов: официальный и шуточный.

Официальный адрес пишется обычно на одном листе с перечислением заслуг адресата, стиль такого адреса – официально-деловой и «серьезный». Тем не менее, такой адрес не будет иметь успеха, если он  не будет содержать элементов риторического изобретения, новизны, необычности, а - в допустимых пределах - и тактичной смелости. Чтение такого адреса также искусство в некотором смысле, поскольку зачитать официальный адрес необходимо без торопливости, выразительно, торжественно и неутомительно для слушателей.

Шуточный адрес, или послание, также обычно пишется. Он может быть двух типов: «капустный» и самостоятельный. В первом случае шуточный адрес представляет собой стилизацию торжественного стиля или переделку известного классического текста. Действительно такие «капустные» переделки давно стали модными и их успех зависит от степени остроумия и вдохновенности исполнения. Такой текст нередко пишется на красивом листе бумаги и озвучивается в театрализованной форме. Изобретение такого текста начинается с выбора исходного текста, знакомого всем присутствующим (это своеобразная логоэпистема) и требующего переделки. Затем начинается вдохновенная работа переделщика – она также требует остроумия и соответствия ситуации собрания.

Самостоятельный шуточный адрес (это могут быть стихи, сказка, диалог – что угодно, лишь бы соответствовало ситуации и характеру адресата). Несомненно то, что во многих рабочих коллективах имеются такие риторы (писатели), которые обладают (или развили) талант составления подобных текстов. Нередко такие тексты столь совершенны, что тграничат с подлинным искусством. Впрочем, ниже в задании 00 приводится пример такого стихотворного послания Маршака Чуковскому в день рождения.

 

Задание 33. Поздравительный адрес официальному лицу… что может быть скучнее? Однако создателю текста необходимо достойно выполнить данную задачу, решив, насколько текст должен быть возвышен, литературен, разнообразен по количеству и качеству слов, остроумен и экспрессивен. Слова могут быть традиционными, но их разнообразие, живость  способны сделать текст вдохновенным, зажигательным, искренним, действенным. В тексте такого «адресного» послания обязательно должна быть отражена личность адресата, поэтому желательно приводить без боязни конкретные факты биографии и заслуги адресата.

Конечно, существуют официальные обращения, которые пишутся по протоколу – общепринтой схеме построения официальных документов. Однако и в таких текстах необходимо проявлять определенную изобретательность, вводить новые факты, имена, идеи.

Ниже приведены два «реальных» адресных послания, написанных по поводу «солидных» юбилеев: первый – известному ученому-русисту, второй – декану факультета.  Проанализируйте их стиль. Обратите внимание в первом «адресе» на попытку разнообразить слова, конструкции, комбинируя краткость и распространенность предложений. Автор старается не повторяться в словах, а разнообразие слов достигается через употребление прилагательных (проанализируйте: каких?). 

Второй адрес, скорее, шутлив, чем серьезен: он и должен был произноситься в отчасти неформальной обстановке поздравления декана преподавателями и студентами. Автор пытается изобретательно и смело создавать новые слова – проанализируйте, какими приемами он пользуется для того, чтобы сделать речь шутливо возвышенной, сохраняя изначальный замысел адресного поздравления. Проанализируйте, на чем построена игра слов.

 

Адрес первый

 

Глубокоуважаемый Александр Петрович!

    Поздравляем Вас с юбилеем! Мы рады, что профессиональная судьба познакомила нас с таким замечательным человеком как Вы, а совместные контакты и работа связали нас глубокими общими интересами и привели к сердечной человеческой дружбе. Коллектив нашего Института (и каждый по-своему!) нашел в Вас не только знающего филолога-мастера, широко образованного в разных областях науки, но и единомышленника, горячо отстаивающего интересы отечественной русистики и ратующего за ее непрекращающееся развитие.

Охватить мысленным взором Ваши научные интересы трудно: культура русской речи,  стилистика, лингвоэкология, риторика, прагматика, многие животрепещущие вопросы функционирования русского языка в связи с жизнью русского общества – все является предметом Вашей заботы, научного внимания и педагогической опеки. Мы с радостью наблюдаем, как совершенствуется и растет  Ваш талант: новые книги, статьи, организация широких научных предприятий (и одно из них – Ваш замечательный Словарь «Культура русской речи»), огромная научно-педагогическая  школа, включающая талантливых учеников...

Испытываем неподдельное уважение и восхищение сделанным Вами. Хотим пожелать доброго здоровья, творческого вдохновения, новых трудов и необременительных забот в окружении преданных учеников и дружески настроенных коллег. Искренне желаем работать с Вами и помогать в стараниях развить науку, усовершенствовать педагогику через наш  великий язык.

Дорогой Александр Петрович!

Видимо, будущее становится светлым благодаря освещению  его духом, стремлениями и делами таких людей как Вы. Уверены, что оно таким и будет вследствие наших общих стараний, дружбы, единомыслия и взаимосердечия.

Многих лет! Телесного здравия!  Душевного равновесия!

 

С искренней любовью   -   Ваши коллеги

Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина

 

Адрес второй

 

Поздравление декану филологического факультета

 с 70-летием

     Дорогомилый, деканославный и славнодеканный,

Фило-Факультето-Логосо-строительный

               Борис Иванович!

Студентолюбивый и студентковозлюбленный,

Магистрантоприимный и аспирантоласкательный!

Товарищедругообъемлющий и коллегообщительный!

Кабинетовнимающий мягких кресел садовник!

Всяко-лено-бездельно-дробительный и

     несть-число-дело-вершительный!

Наукопопечительный и музами восхищаемый!

 

…Мир огромив мощью голоса, идете красивый

Сем-над-дцати-двусмысленнолетний!..

 

А сем-над-дцати-двусмысленнолетним (70 или 17?) можно пожелать только одного:

Многая лета!..

 

Открытка

 

Поздравительная открытка остается сегодня одной из популярных и традиционных форм поздравления. Открытка появилась в начале ХХ века как жанр открытого письма – очевидно, что этому способствовало увеличивавшееся число почтовых отправлений при развитии технологии речи. С одной стороны открытки принято помещать изображение (фотографию – первоначально – города, откуда открытка послана, либо какой-то рисунок, отражающий смысло-эмоциональный  фон письма), с другой стороны – краткий текст. Этот текст нередко приобретал черты краткой художественной зарисовки, хотя впоследствии не мог не сформироваться стандарт поздравительного текста.

Стандарт поздравительной открытки сегодня известен всем: «(Обращение.) Поздравляю с …..(название праздника). Желаю крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни. (Подпись)». Хорошим тоном считается небольшое собственное добавление, свидетельствующее о том, что автор письма-открытки все-таки неформально отнесся к поздравлению и добавил несколько слов от себя лично, внеся в стандарт письма собственный труд и старания.

 

Образцы поздравлений.

 

Задание 34. Ниже публикуем тексты поздравлений известных писателей и поэтов. Проанализируйте эти тексты и скажите, за счет каких содержательно-стилистических средств приведенные поздравления достигают своей цели.

[Пушкин – жене] Здравствуй, мой ангел! Сегодня день твоего ангела. Целую тебя заочно в очи. Поздравляю тебя и себя…

[Чехов - жене] «С новым годом, с новым счастьем, милая моя актрисуля, жена моя! Желаю тебе всего, что тебе нужно и чего ты заслуживаешь…»

Задание 35. Проанализируйте стиль поздравительного письма и шутливого   «Послания 75-летнему К.И.Чуковскому от 70-летнего С.Маршака», написанных накануне Нового 1962-го года.

Какие признаки официального и разговорного стилей фиксируют теплые отношения корреспондентов? 

В каком стиле выдержано обращение в «Послании»?

Как используются факты прошлого, воспоминания?

Что пишет Маршак о качествах адресата?

Как обыгрываются герои произведений Чуковского (своеобразное достижение юбиляра)? 

 

Мой дорогой Корней Иванович!

Пишу второпях, но хочу от души поблагодарить Вас за все добрые слова, сказанные Вами обо мне.

Мне радостно знать и чувствовать, что наша дружба поздних лет так похожа на ту, которая была между нами в молодые годы. Да она никогда и не прерывалась.

…Крепко обнимаю Вас, дорогой. Давайте встретим Новый год врозь, но вместе.

                                      Всегда Ваш С.Маршак.

 

Чуковскому Корнею –

Посланье к юбилею.

Я очень сожалею,

Что все еще болею

И нынче не сумею

Прибыть на ассамблею,

На улицу Воровского,

Где чествуют Чуковского.

 

Пять лет, шесть месяцев, три дня

Ты прожил в жизни без меня,

А целых семь десятилетий

Мы вместе прожили на свете.

Я в первый раз тебя узнал,

Какой-то прочитав журнал,

На берегу столицы невской

Писал в то время Скабичевский,

Почтенный, скучный, с бородой.

И вдруг явился молодой,

Веселый, буйный, дерзкий критик,

Не прогрессивный паралитик,

Что душит грудою цитат,

Загромождающих трактат,

Не плоских истин проповедник,

А умный, острый собеседник,

Который, книгу разобрав,

Подчас бывает и неправ,

Зато высказывает мысли,

Что не засохли, не прокисли.

Лукавый, ласковый и злой,

Одних колол ты похвалой,

Другим готовил хлесткой бранью

Дорогу к новому изданью.

Ты строго Чарскую судил,

Но вот родился «Крокодил»,

Задорный, шумный, энергичный, -

Не фрукт изнеженный, тепличный.

И этот лютый крокодил

Всех ангелочков проглотил

В библиотеке детской нашей,

Где часто пахло манной кашей.

Привет мой дружеский прими!

Со всеми нашими детьми

Я кланяюсь тому, чья лира

Воспела звучно Мойдодыра.

С тобой справляют юбилей

И Айболит, и Бармалей,

И очень бойкая старуха

Под кличкой «Муха-Цокотуха»

Пусть пригласительный билет

Тебе начислил много лет.

Но поздравляя с годовщиной,

Тебе я дал бы, друг старинный,

Могу я дать тебе - прости –

От двух примерно до пяти…

Итак, будь счастлив и расти.

 

Приводя в пример поздравительной речи стихотворное послание, предупредим против одной распространившейся традиции: писать поздравление в стихах для того, чтобы … скрыть свою боязнь говорить. Некоторые ораторы предпочитают прочитать «по бумажке» текст, опустив «очи долу», но явив хоть малую долю стихотворного остроумия, заготовленного заранее… Совет может быть один: если вы произносите или зачитываете свое поздравление, чувствуйте реакцию ваших слушателей, помните, что живое слово – самое действенное. Поэтому пусть даже будут некоторые ошибки (их вам простят за смелость), но смотрите в глаза тем, перед кем вы выступаете, ищите у них внимания и сочувствия, убеждайте слушателей в правоте ваших мыслей.

 

Задание 36. Поучимся у классиков – ведь учиться надо по образцам – и мы безусловно продолжаем в наших поздравительных речах русскую культурную традицию… Вот стихи Гаврилы Романовича Державина «На Новый 1781 год» – проанализируйте, как в этих стихах понимается счастье разными людьми? Что пишет Державин о собственном понимании счастья, что он ценит в жизни, что утверждает как идеал, к которому надо стремиться?

Находим ли мы в современной жизни те же типы людей и понимания счастья?

Объясните в стихотворении старинные слова и словосочетания. Насколько они могут быть уместны или понятны в современных текстах (например, стезя, глас, гряди, желаем блага совершенства)?

 

НА НОВЫЙ  1781-й ГОД

 

Рассекши огненной стезею

Небесный синеватый свод,

Багряной облечен зарею,

Сошел на землю Новый год;

Сошел, - и гласы раздалися,

Мечты, надежды понеслися

Навстречу божеству сему.

 

Гряди, сын вечности прекрасный!

Гряди, часов и дней отец!

Зовет счастливый и несчастный:

Подай желаниям венец!

И самого среди блаженства

Желаем блага совершенства

И недовольны мы судьбой.

 

Еще вельможа возвышаться,

Еще сильнее хочет быть;

Богач богатством осыпаться

И горы злата накопить;

Герой бессмертной жаждет славы,

Корысти льстец, Лукулл забавы

И счастия игрок в игре.

 

Мое желание, предаться

Всевышнего во всем судьбе,

За счастьем в свете не гоняться,

Искать его в самом себе.

Меня здоровье, совесть права,

Достаток нужный, добра слава

Творят счастливее царей.

 

А если милой и приятной

Любим Пленирою своей

И в светской жизни коловратной

Имею искренних друзей,

Живу с моим соседом в мире,

Умею петь играть на лире, -

То кто счастливее меня?

 

От должностей в часы свободны

Пою моих я радость дней;

Пою Творцу хвалы духовны

Уже я вижу монументы,

Которых свергнуть элементы

И время не имеют сил.

 

Задание 37. Прочитайте пословицы о счастье из сборника В.И.Даля «Пословицы русского народа». Объясните смысл пословиц. Постройте краткое рассуждение с пожеланием счастья, выбрав понравившуюся вам пословицу.

 

[В.И.Даль – о счастье и удаче]

Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села.

Счастье без ума нипочем.

Счастье без ума – дырявая сума (что найдешь, то и потеряешь).

Счастье что волк: обманет да в лес уйдет.

Сегодня счастье, завтра счастье – помилуй Бог, а ум-то где? (Суворов).

Счастье везет дураку, а умному Бог дает.

Не родись красивый, а родись счастливый.

Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив.

Клад да жена – на счастливого.

Он в рубашке родился.

Кому счастье служит, то  ни о чем не тужит.

И с умом, да с пустой сумой, а и без ума, да туга сума.

Счастье отпало, ничего в доме не стало.

Счастье придет, и на печи найдет.

Дурак спит, а счастье в головах лежит.

Сегодня пан, а завтра пал (пропал).

Сегодня полковник, а завтра покойник.

Сидя на колесе, гляди под колесо!

Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.

Брюхо-то есть, да нечего есть.

Надобно жить как набежит.

Не живи, как хочется, а живи, как можется.

 

Задание 38. Прочитайте мысли о счастье мужей мудрых и святых из сборника «Цветник духовный». На основе понравившегося афоризма напишите и произнесите краткую благопожелательную речь.

 

Счастье тому бывает, кто сам себе умом и трудом помогает.

За счастьем ездят за моря и рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем почти не заглядываем.

Ищи счастья в собственном твоем сердце: если там его нет, то нигде его не найдешь.

Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности и ищи в них наслаждения (Мотвиль).

Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий: эта вода только усиливает жажду в бедной душе (Филарет Архиепископ Черниговский).

Чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым.

Имей истинное благочестие, и тогда будешь иметь истинное счастие (Св. Тихон Задонский).

Совершенное счастие состоит в том, чтобы других счастливить.

Всего чаще слава покупается на счастье, удовольствие – на здоровье, милость знатных – на независимость, деньги – на совесть.

 

Задание 39. Возможна ли систематизация суждений о счастье? Несомненно. Можно вполне хладнокровно указать на то, что счастье будет рассматриваться или определяться разными людьми в следующих тематических областях:

Счастье – в добродетели.

Счастье – в творчестве.

Счастье – в любви.

Счастье – в покое.

Счастье – в труде и движении и под.

 

Пусть вас не смущает такая анатомия счастья. Очень важно точное истолкование дальнейших суждений. Не последнюю роль здесь играет язык, т.е. то, как будет объяснена та или иная мысль. Поэтому столь важно поработать именно над стилем речи.

Сначала следует познакомиться с опытом других, а затем пробовать самим. Вот несколько студенческих речей, которые вовсе не будем называть образцовыми, но проанализируем их с точки зрения состава мыслей и стиля, которым они написаны.

 

Две речи о СЧАСТЬЕ.

 

Речь 1-я.

 

Каждый человек мечтает быть счастливым. Испытывая самые благородные, самые сердечные чувства к кому-то, мы прежде всего желаем счастья, а потом уж, немного помолчав, как бы раскрывая смысл пожелания, добавляем: здоровья, удачи… и ведь что интересное, то, что в одном маленьком слове «счастье» мы заключаем огромный смысл. То есть счастье включает в себя и здоровье, и удачу, и вообще все самое хорошее, что только может бать в жизни. Но еще более поразительно то, что наличие хотя бы одного компонента, из составляющих абсолютное счастье, уже делают человека счастливым. Потому что уже такая малость придает сил и энергии для достижения следующих целей.

Так что же такое счастье? «Существует одна цель, конечная цель, к которой направлены все желания, все действия людей. Этой конечной целью является свободное, нормальное и всестороннее развитие нашего существа, полное удовлетворение всех наших потребностей (физических, интеллектуальных, моральных), словом, - существование наиболее соответствующее нашей природа. Такое состояние мы называем счастьем. Все элементы счастья существуют на земле». Так определяет счастье Гнеодор Дезами. Да, именно, счастье  - это гармония душевного состояния и физического, т.е. гармония внутреннего мира с внешним. Когда все в существующей действительности доставляет удовольствие и наполняет душу радостью и блаженством.

Счастье людям необходимо. Его поиск составляет часть смысла жизни каждого. Поэтому кто-то из нас уже на пути к счастью, кто-то продумывает пути, кто-то решает: что же именно сделает его счастливым.

Человек, становясь счастливым, меняется. В нем одновременно раскрываются такте качества, как доброта, терпимость к окружающим, желание поделиться счастьем, доставить радость. Очень правильно подметил Виктор Гюго, что «счастье хочет видеть счастливым весь мир».

Но ничего в мире не бывает просто так. Счастье дается как награда. Опять же Виктор Гюго в свое время сказал «чтобы бать вполне счастливым недостаточно обладать счастьем, надо еще заслужить его». Я считаю, что дается судьбой в награду. Настоящее счастье - это результат долгого, упорного труда человека честного, верящего в мечту и чистого сердцем. Хотя такой человек, мне кажется, счастлив уже тем, что его душа - кладезь таких добродетелей.

 

Речь 2-я

                        Это размытое, притягательное, обязывающее понятие «счастье»

А. Ш.

      Живи и жить давай другим,

      Но только не за счет другого;

      Всегда доволен будь своим,

      Не трогай ничего чужого;   

      Вот правило, стезя прямая

      Для счастья каждого и всех.

                                  Г. Державин.

Вот она, нехитрая формула счастья. Казалось бы, что может быть проще?! Почему же тогда так мало людей, считающих себя счастливыми? Почему так многие находятся в состоянии постоянной погони за счастьем, которое никак не хочет им  подыграть? И оно право! Ведь путь не меньшее счастье, чем цель.

На мой взгляд, настоящее счастье в предчувствии его, так как само оно лишь мгновение. Мгновение, ради которого человек рожден. Каждый человек достоин счастья! Но каждый видит в этом размытом понятии что-то свое. Для одних, счастье – видеть росу на зеленой траве, слабые лучики весеннего солнца, дающие надежду на скорый приход тепла. Для других, счастье – это деньги, много денег, очень много денег. А третьи «счастие находятлишь тем, что хорошо на задних лапках ходят».

Оппенгейм справедливо  сказал:”The foolish man seeks happiness in the distance, the wise grows it under his feet”, что можно перевести так: «Глупый человек ищет счастье на стороне, мудрый взращивает его у себя под ногами».

Счастье ко многому обязывает. На мой взгляд, самое страшное – быть лично счастливым. В любое время, в любом обществе рука об руку со счастьем идет несчастье. И важно вовремя обратить внимание на окружающих тебя людей и постараться помочь и им. Тут нельзя не вспомнить замечательное образное высказывание мастера художественной детали А.П.Чехова: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастье и  что после непродолжительного счастья наступает несчастье». Поэтому счастье обязывает душу благородного человека. «Счастье, прилепляясь к людям слабого духа, делает их гордыми и ожесточает. Но когда предается мужам великого духа, то еще большим окружает их сиянием, доставляя им случай помоществовать  человечеству, которое они более всех умеют чтить». (Н.Новиков)

Счастье без ума  - дырявая сума: где найдешь там и сгубишь. Счастье у каждого под мозолями лежит – вторят писателям русские пословицы.

Не каждый способен довольствоваться малым и быть счастливым человеком. А ведь настоящее счастье именно в этом!

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней! Как немного нужно, чтобы сделать жизнь счастливой!

 

Задание 40. Проанализируйте текст поздравительной речи, написанной к Новому году. Отметьте речевое творчество оратора:где он создает собственные неологизмы(окказионализмы)? Найдите в тексте слова разных стилей: высокого и низкого, книжного и разговорного.

 

          С Новым риторическим годом, товарищи!

 

Новый год – праздник любословный. Если добрых и хороших слов не будет, не будет и праздника. Не словолюбивых праздников не бывает! Бывают люди сердечно и словоленивые,  не словоохотливые

Встанет за новогодним столом иной краснословец и, расправив колесом ввалившуюся грудь, изречет: «За дам-м-м-с!!!…» А что он «задаст» или «кто они такие, эти «дам-мы-с», того он – извините за скромную критику - выразить не может … 

А Новый год требует новословия: искусноумного, взаимнолюбовного, сердечноприимного и единодушевного. «Всех этих слов на русском нет» – говорит глупый компьютер. Но они есть! – и если хотите сделать вашу жизнь счастливее и благополучнее, ищите эти новые мысли и слова в глубине ваших сердец…  Достаньте их из Словаря предков и современного Ожеговского и, чуть поразмыслив, распространите: любовь, добро, мир, щедрость, дружба, знание, спокойствие, надежда… Все слова хороши, только употреблять их надо остроумно…

Учиться же поздравительнословию, в сущности, невозможно, если оно не вдохновлено добрым сердцем, живым умом и острым словом…

 


 

[1] Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978. С. 19.