Занятие 3. Изобретение идей. Тренинг топосов
Самое трудное в речи – найти что сказать. Этот вопрос висит дамокловым мечом над многими риторами, не знающими, как найти тему и развернуть тезис, развить содержание речи.
Что же необходимо для того, чтобы решить, о чем нужно говорить? Какие идеи извлечь из памяти? Нахождение темы, формулировка тезиса, доказательство и распространение тезиса – вот основные моменты в действиях ритора как создателя речи.
Основные способы создания речи известны в риторике под именем топосов – «мест» или «хранилищ» (греч. τóπος – место) идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи. Топосы называются также общими местами, поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача ритора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.
Топосы могут быть также рассмотрены как способы развития замысла и создания содержания речи, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как развернуть предложенный тезис (более подробно см. в учебнике «Риторика. Вводный курс… глава 6. Изобретение идей).
Состав топосов минимализирован в учебных целях. Предлагаемая классификация включает следующие топосы:
1) определение,
2) целое – части,
3) род – вид,
4) свойства – качества – характеристика,
5) сравнение,
6) противоположность (антитеза),
7) имя,
8) причина – следствие,
9) условие,
10)уступление,
11)время,
12)место,
13)пример,
14)свидетельство.
1. Топос определение.
Общая модель: что есть что; кто есть кто. Определение предмета может включать его описание (экспликацию), сделанное в разных формах. Действенность всякого определения зависит от его 1) правильности и истинности, соответствия природе вещи; 2) новизны, креативности определения для данной аудитории (нет ничего скучнее банальных истин); 3) эстетической привлекательности словесной «одежды» данного определения, в одних случаях требующей краткости и мобильности, в других распространенности и украшенности.
В тренинге необходимо восходить от общепринятых определений, которые имеются, например, в словарных дефинициях, к оригинальным, метафорическим, содержащим новый взгляд на предмет, рождающий своеобразное осмысление объекта. Ср.:
Представим, что тема предстоящей речи связана с музыкой. Ритор ставит вопрос: что есть музыка?
Общепринятое определение:
ü Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками [Ожегов 1987: 313].
Метафорические (контекстуальные) определения:
ü Музыка – источник радости мудрых людей… (Сюнь-цзы)
ü Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ. (Стендаль)
ü Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какою-то гармониею, музыкой. Музыка – невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление… (А.И.Герцен)
В сущности, и тот, и другой тип определения могут использоваться в создании речи, но если в первом типе предлагается общеизвестное, близкое к научному общепризнанное мнение, то второй тип суждения претендует на творческое переосмысление предмета речи, имеет явно креативную задачу высказывания нового оригинального взгляда на предмет.
Некоторые тексты целиком строятся на одних определениях. Таковы рассуждения о России писателя Всеволода Иванова в письме Николаю Рериху в 1925 году. Оцените их метафоричность, распространенность, украшенность и решите сами, не слишком ли писатель-ритор увлекся стилистическими красотами:
«Россия не только государство. Она … океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега, не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных органических возможностях.
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток.
Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих.
Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.
Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа… Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.
Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это – свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…
Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времен в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания…
Россия грандиозна. Неповторима. Россия – полярна. Россия – мессия новых времен…»
Задание 1. Дайте не менее трех определений следующим понятиям по модели «что есть что?» или по образцу приведенного выше текста:
Понятие (тема): бодрость
Тезис: Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н.Толстой).
Обоснование тезиса:
Ведь бодрость – это ……………………,
бодрость – это …………………..,
бодрость – это ……………………
Понятие(тема):
Дерзновение
Смелость
Интеллигентность
Образование
Свобода
Комментарий: Всякое определение делается через возведение слова к общеродовому понятию (например, дружба – это чувство …; риторика – наука …; Москва – город …), которое затем требует индивидуальной конкретизации. Например:
Дружба – это чувство приязни и симпатии друг к другу,
дружба – забота (требуется сказать какая?) мягкая, ненавязчивая, предполагающая внимательность, тактичность и решительную готовность помочь другу;
наконец, дружба – это состояние души, которая постоянно и с готовностью возвращается в своих мыслях к тому, с кем дружишь.
Задание 2 (по желанию). Напишите краткое сочинение «Что такое вдохновение?», и произнесите (прочитайте) его перед слушателями. Затем сопоставьте ваш текст с определениями и описаниями некоторых русских писателей и поэтов.
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека.
Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.
Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
(К.Г. Паустовский)
А что такое вдохновенье?
- Так…Неожиданно, слегка
Сияющее дуновенье
Божественного ветерка.
Над кипарисом в сонном парке
Взмахнет крылами Азраил –
И Тютчев пишет без помарки:
“Оратор римский говорил…”
(Георгий Иванов)
2. Топос целое – части. Топос определения целостного предмета часто переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрено по частям. Рассмотрение по частям – традиционный прием построения многих текстов: как научных рассуждений, деловых описаний, так и художественных рассказов.
Напомним, как писал о топосе целое – части Н.Ф.Кошанский:
«Ц е л о е. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например:
Вы хотите говорить о Москве, скажите ж прежде что-нибудь о России. – Хотите описывать беседку, пруд – обратите же взор наш сперва на целый сад.
Ч а с т и. – один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части – и сколько мыслей!»[1]
Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной речевой жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается картина целого. Всякая презентация предприятия (института, завода, компании) использует топос целое – части, поскольку требуется говорить о разных подразделениях, составляющих данной учреждение. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения, точнее его частям: молодежи, пенсионерам, военным, учителям. Всякий учебник иностранного языка использует топ целое – части, когда говорится об описании комнаты, города, частей тела человека. Примеры могут быть продолжены.
Задание 4. Выберите объект (тему), а затем опишите его вначале как целое, а затем – по частям (разделам). Например:
Наш университет (институт, фирма)
Наш факультет
Моя улица
Дом, в котором я живу
Портрет идеального (не идеального, далеко не идеального) студента
[...]
Задание 7. Найдите описание объектов как целого и по частям в художественной литературе.
Пример:
Стихотворение Георгия Иванова с описанием портрета царской семьи:
Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно…
Какие печальные лица
И как это было давно.
Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны –
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны…
3. Топос род – вид. Данный топос позволяет развивать мысль исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в свою очередь на виды. Таким образом, замысел речи может состоять в том, чтобы основной предмет рассуждения возвести к родовому понятию, а затем рассматривать его виды. Например, если пишется научное сочинение о поэзии, то вначале поэзия сама определяется как вид литературного творчества (словесного искусства), а затем рассматриваются различные виды поэзии: эпос, лирика, драма (классическое деление); поэзия различных эпох (античная поэзия, поэзия Средневековья или Эпохи Возрождения, поэзия классицизма и т.д.).
В классической риторике отмечается, что всякое определение предмета выстраивается как восходящее к определенному роду, затем показываются его видовые, индивидуальные характеристики. Например:
Риторика есть искусство (или наука)… – это возведение темы к роду.
Затем дается видовая характеристика: Риторика есть искусство (или наука) хорошо говорить.
Задание 8. Вначале потренируйтесь в составлении родов и видов от разных предметов речи:
Мебель
Виды мебели: Стул стол кресло диван шкаф тумба ковер
Виды стола по форме: четырехугольный, треугольный, круглый и т.д.
Виды стола по материалу: дубовый, березовый, пластмассовый, металлический;
Виды стола по покрытию: лакированный, крашенный, покрытый морилкой, просто деревянный;
Виды стола по функциям: обеденный, столовый, журнальный, гостиный.
Задание 9. Постройте родо-видовые классификации следующих понятий (можете выбрать самостоятельное понятие):
Человек
Футболист
Книга
Компьютер
Подарок
4. Топос свойства – качества - характеристика. Практическое описание свойств или качеств предполагает ответ на вопрос: каков этот объект? В таком случае дается качественная характеристика, обычно осуществляемая качественными прилагательными, точными эпитетами и т.д. Так, говоря о человеке или его речи, мы не можем не называть его качеств, свойств. В классической риторике описываются свойства прекрасного в человеке (по Аристотелю): справедливость, мудрость, бескорыстие, великодушие и т.д.; описания добродетелей и пороков (по М.В.Ломоносову, «жизненных свойств» человека): мудрость – безумие, благочестие – нечестие, воздержание – роскошь ... Анализируя образ ритора и ораторские нравы, приходится задумываться над тем, каким качествами должен обладать образцовый ритор.
Задание 10. Ваш идеал? Эта тема может обыгрываться и серьезно (как социологическое исследование), и полушутливо, поскольку существует множество ситуаций (например, праздничной речи), когда в благожелательной или шутливой форме называются и обсуждаются свойства того или иного человека.
Напишите список качеств, которыми должен обладать образцовый мужчина (образцовая женщина). Например, женщина - мечтательная, общительная, спокойная, чуть робкая, чуть застенчивая, необыкновенно милая ...
[...]
Задание 12. Для формирования богатой литературной речи полезно тренировать себя в подборе синонимов и антонимов. Этот процесс осложняется многозначностью русского слова. Потренируйтесь в написании синонимов и антонимов к приведенным выше прилагательным (как можно больше). Насколько разной получится картина у разных людей?
Например:
честный
+ правдивый, искренний, открытый, откровенный |
- лживый, обманчивый, клеветнический, скрытный, неискренний |
талантливый
+ |
- |
заботливый
+ |
- |
и т.д.
Попробуйте взять различные слова (хотя бы из приведенного выше списка).
Задание 13. Какими качествами применительно к профессии должны обладать:
· деловой человек (предприниматель),
· политик,
· журналист,
· юрист (адвокат, прокурор),
· врач,
· преподаватель?
Назвав качества, попробуйте дать им определения и описать их.
5. Топос сравнение. Одним из ярких способов развить мысль о предмете является сопоставление (сравнение) его с другим предметом. Существуют три принципиальные возможности сопоставления (сравнения) и соответственно три топа: 1) уподобление (сходство, сравнение одинаковых свойств); 2) противопоставление; 3) количество (большее или меньшее). Логико-мыслительная операция сравнения состоит в том, чтобы выделить некоторые сходные черты двух объектов и либо уподобить их, либо противопоставить, либо сказать о большем / меньшем по какому-либо признаку. Творческая задача в операции сравнения состоит в том, чтобы найти сходные, похожие черты объектов.
В сущности можно сравнивать «все со всем». Например, человека можно уподобить большинству предметов внешнего мира и ограничением в данном случае может быть лишь уместная мера фантазии и воображения.
Самый простой способ сопоставления (сравнения) предметов – нахождение сходства одинаковых предметов по какому-то признаку (человека сравнивают с человеком, сегодняшний день – с днем вчерашним и т.д.) – таково, по Н.Ф.Кошанскому, сравнение. Следующий ход мысли – уподобление данного предмета предмету иного рода. Например, с кем или чем можно сравнить человека (вообще или конкретную личность)? С цветком, с животным, с птицей, с машиной, с материалом (он – «вода», «огонь», «железо», «сталь») – потенциально человека можно уподобить чему-угодно… Таково, по Н.Ф.Кошанскому, подобие.
Задание 14. Напишите по несколько сравнений к каждому слову (кто больше)? Начните с традиционных сравнений, а затем «разгоняйтесь мыслию» и начинайте искать сравнения необычные, но уместные и остроумные. Прочитайте и сопоставьте ваши сравнения с тем, что написали ваши коллеги.
Красивый как…
Умный как …
Голос как …
Сильный как …
Трусливый как …
Смелый как …
Пример: красивый (будьте снисходительны, ибо у каждого свой идеал красоты!)
Красив как Аполлон, как дэнди лондонский, как дон Жуан, как павлин, как утреннее солнышко…
Красива как зоренька, как маков цвет, как …
Задание 15. В риторике часто ищутся неожиданные сравнения. Поищите и вы такие сравнения для описания частей лица.
Глаза – как (словно) яблоки, круги, шары, арбузы, море, небо и т.д.
Нос -
Рот -
Щеки
Уши
Голова …
Задание 16. И все-таки поиск сравнений вне текста всегда затруднителен. Это только упражнение для тренировки, подготовка к бою. А «настоящий бой» начинается в конкретном тексте, когда необходимо реально сочинить, создать, изобрести. Впрочем, мы знаем, что тогда часто сравнения приходят как бы сами. Что ж понаблюдаем, какие стихи-сравнения пишутся, например, о глазах. Понаблюдайте, а затем напишите сами.
Итак, выделите и проанализируйте сравнения частей лица в произведениях писателей и поэтов. Например:
Глаза словно неба осеннего свод,
И нет в этом небе огня,
И давит меня это небо и днем –
Вот так она любит меня…
(Б.Окуджава)
…Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач;
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…
(Н.А.Заболоцкий. 1953)
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое видится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
(Н.А.Заболоцкий. 1955)
Проанализируйте последнее стихотворение. Обратите внимание на то, как выстроены противопоставления (антитезы – следующий топос), как к завершению стихотворения происходит нарастание смысла с кульминационной концовкой.
6. Топос противоположность (антитеза). Иногда сущность предмета или явления легче показать через противоположное. Например, чтобы сказать, как важно знание, говорят о том, сколь пагубны незнание и невежество; чтобы показать, что такое дружба, говорят, как опасны вражда и ссоры, война и всякое недружелюбие; утверждая идею добра, вспоминают зло («в жизни море зла, а добра – океан»); говоря о надежде, уверяют, что нельзя отчаиваться и т.д.
Схематично идею антитезы можно выразить так: на вопрос что есть А? следует ответ: А – это не Б.
Задание 17. Прокомментируйте пословицы из сборника В.И.Даля. Найдите в них примеры топоса противоположности.
И стар, да петух, и молод, да протух.
Глаза как плошки, а не видят ни крошки.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.
Счастье везет дураку, а умному Бог дает.
Сидя на колесе, гляди под колесо.
Сегодня пан, а завтра пал (пропал).
Сегодня полковник, а завтра покойник.
Сегодня в порфире, а завтра в могиле.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Подберите самостоятельно пословицы со значением противоположности и прокомментируйте их.
Задание 18. Найдите примеры топоса противоположности в художественной литературе. На чем построена антитеза в каждом из приведенных примеров?
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором искушенья
И первой правды торжеством.
(М.Ю.Лермонтов)
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой...
(М.Ю.Лермонтов)
Задание 19. На топосе противоположность обыгрывается множество забавных диалогов в литературных произведениях и кино. В чем юмористический эффект приведенного ниже диалога из кинофильма «Служебный роман»? Напоминаем ситуацию. Герой пришел извиниться перед своей начальницей за вчерашнее бестактное поведение. Между ними уже возникли чувства симпатии и он пытается извиниться. Диалог продолжается следующими словами:
- Вчера вы оскорбили меня. Вы говорили, что я бессердечная.
- Сердечная.
- Бесчеловечная.
- Человечная.
- Злая.
- Добрая!
- Черствая.
- Мягкая!
- Сухая.
- Мокрая!.. Ой, что я говорю… Я хотел сказать «добрая». ...Демократичная вы наша… Демократичная… Мы вас любим. На работу идем как на праздник…
Задание 20. Прочитайте портретную характеристику Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Н.В.Гоголя и найдите в ней антитезы. Как антитеза шутливо обыгрывается, чтобы спародировать традиционный художественно-риторический стиль?
Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
7. Топос имя. Топос имени позволяет развернуть доказательство или распространить речи исходя из свойств слова, именующего объект. Это может быть сделано разными путями, например, объяснением этимологии имени-слова, или толкованием его значения.
Философскую основу данного рассуждения составляет следующее положение теории именования: «Если имя вещи дано верно, то действия с вещью будут правильными». Выбор верного слова-названия, а затем толкование избранного слова-понятия – одна из задач ритора. С объяснения ключевого слова, его истории, этимологии, разбора и толкования слова по частям начинается множество речей или текстов.
Примеры:
1. Толкование имени человека по его этимологии. Достаточно традиционный прием поздравления или обращения к человеку, этимология имени которого прозрачна, например, Вера, Надежда, Любовь, Светлана, Людмила, Владимир, Вячеслав и др.
Оригинальной может быть трактовка имени в игре слов, например: Виктор Константинович – победитель постоянный (в переводе с латинского).
2. введение в науку начинается часто с объяснения этимологии слова, называющего науку.
Задание 21. Человек начинается с имени. Проверьте себя: насколько вам известна этимология русских имен, таких как Оксана, Светлана, Людмила, Владимир, Вячеслав, Сергей, Олег, Ярослав?
[...]
Задание 23. Объясните свойства человека исходя из данных слов-характеристик (их истории, значения отдельных частей слова, внутренней формы слова). Какие из этих слов обладают яркой стилистической спецификой и принадлежат старинному или современному языку?:
Милосердие
Простодушие
Жизнелюбие
Благоязычие
Мобильность
Динамичность
Образованность
Эрудированность
Смиренномудрие
Сладкогласие
8. Топос причины и следствия. Ничто не бывает без причины. Любой тезис требует обоснования: почему данное суждение верно? Поэтому, развивая мысль, необходим активный внутренний поиск доказательств с ответом на вопрос: Почему? Быстро найдите три аргумента в подкрепление данных тезисов.
Например, тезис:
Хорошими люди становятся больше от упражнения, нежели от природы.
Хорошими люди становятся больше от упражнения, нежели от природы,
ибо только постоянный труд и тренировка могут исправить свойственные нам недостатки; ибо есть множество вдохновляющих примеров победы совершенствующего себя человека над природой; ибо если человек не хочет остановиться в своем развитии, он должен работать над собой и тогда несовершенства природы могут частично быть побеждены.
· Воспитание – дело трудное, потому что ….
потому что …
потому что …
· Мудрость – царица неба и земли.
· Хотите подчинить себе других – начинайте с себя (Вовенарг)
· Кто привык к трудам, тому труд облегчен (Суворов)
· Дисциплина – мать победы (Суворов)
· Кто напуган, наполовину побит (Суворов)
· Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать (Ключевский)
· Праздность – мать скуки (Стендаль).
· Труд – это отец удовольствия (Стендаль).
· Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека (Ромен Роллан)
· Только правда, как бы она ни тяжела, - легка (А.Блок).
9. Топос условие. Понятно, что всякий тезис может быть развернут исходя из вопроса: при каком условии данное положение верно? При этом возможно своеобразное «круговерчение» тезиса, дилемма, когда доказываются и то и другое положение, каждое из которых верно при определенных условиях.
Классический пример:
Жениться - не стоит, ибо, если женишься на красавице, то все будут на нее засматриваться, а если женишься на некрасивой, то все только отвернутся.
Этот тезис разрушается следующим рассуждением:
Напротив, следует жениться, ибо, если женишься на красавице, никто не будет отворачиваться, а если женишься на некрасивой, никто не будет засматриваться.
Найдите доказательства следующих тезисов при помощи топоса условия:
/Вариант для юношей:/
Женишься ты или нет – все равно раскаешься (Сократ)
Женись несмотря ни на что… (Сократ)
/Вариант для девушек:/
Выйдешь ли ты замуж или нет – все равно раскаешься.
Выходи замуж несмотря ни на что...
Задание 24. Найдите доказательства с помощью топоса условия.
Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
Смелость города берет.
Хорошее слово – половина счастья.
10. Топос уступление. Всякое доказываемое положение будет более убедительным, если ритор сам покажет, что может мешать его утверждению. Тогда доказательство перестает быть прямолинейным и становится более разнообразным, остроумно оттеняющим тезис. Станиславский учил своих артистов: «Если играешь доброго, ищи, в чем он злой…» Так, поздравление нередко шутливо начинается с критики адресата; говоря о пользе наук или труда, приходится сказать о том, что не всякая «наука» и не всякий труд могут быть одобрены…Многое в доказательстве зависит от того, как понимаются ритором те или иные слова.
Уступление распространяется с помощью союзных слов хотя или несмотря на то, что. Например: Выслушивать нужно все, хотя не стоит спешить с доверием (Федр).
Задание 25. Докажите данные высказывания римского философа Сенеки Младшего с помощью топоса уступление.
Образец. Без товарища никакое счастье не радует.
Без товарища никакое счастье не радует, хотя всякому человеку желательно находить счастье и покой также наедине с самим собой, собственной совестью и в собеседовании с Богом. Но мой товарищ – это мое второе «я» и т.д.
Власть над собой - самая высшая власть.
Высшее богатство – отсутствие прихотей.
Истинная радость дело серьезное.
Жизнь – единственное благо.
Доблесть жаждет опасности.
Избыток пищи мешает тонкости ума.
Кто хорошо сжился с бедностью, тот богат.
Бедствие дает повод к мужеству.
11. Топос время. Всякий предмет или объект имеет свою историю, существует в настоящем и о нем прогнозируется некоторое будущее. Поэтому рассмотрение предмета речи может быть соотнесено с его прошлым, настоящим и будущим. При этом может даваться оценка самим понятиям время, настоящее – прошлое – будущее.
Задание 26. Рассмотрите данные объекты (предметы речи) с помощью топоса время.
· «Дом, в котором я живу»
· «В моей душе ты стала главной, родная улица моя…»
· «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось»
· Мой друг (история вашего знакомства, его настоящее положение, пожелания на будущее)
Задание 27. А теперь ваша философская оценка настоящего, прошлого, будущего.
По образцу Пушкина:
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
12. Топос место. Топос место предполагает описание предмета в определенном месте (пространстве). Если распространение мысли или тезиса через топос времени ведется как бы через ответ на вопрос «когда?», то в топосе место развитие текста осуществляется через вопрос «где?»
Вот несколько классических образцов и современных примеров такого развития мысли и речи:
· М.В.Ломоносов пишет о пользе наук, показывая когда и где науки приносят пользу:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и труде.
· Перечисление «мест» – излюбленный прием развития содержания многих ораторских речей или лирических стихотворений. Когда А.С.Пушкин в стихотворении «Дорожные жалобы» гадает о своем будущем, он строит весь текст на бесконечном перечислении «мест»:
Долго ль мне гулять на свете:
То в кибитке, то верхом,
То в коляске, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил, -
На большой мне, знать, дороге
Умереть Господь судил…
Все стихотворение построено на гадании относительно «мест», где поэту «умереть Господь судил». Перечень и избрание этих мест диктуются поэтическим вкусом, чувствами меры и гармонии, которые являются как следствием таланта, так и кропотливой работы над текстом стихотворения.
· Вспоминаю стихотворение одного африканского студента, созданное в Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина к одному из Пушкинских праздников. Идея стихотворения: Пушкин – «везде» (действительно, это так, если «Пушкин – наше все»). Далее как бы бесконечное перечисление мест, где мы ощущаем присутствие Пушкина:
Пушкин – в каждом дыхании ветерка,
Пушкин – в шелесте травы,
Пушкин – в пении птиц и т.д.
… (окончание) Пушкин? –Да, Пушкин!
Задание 28. Найдите стихи и прозу, где развитие мысли построено на основании топосов время и место.
Образец:
Я по свету немало хаживал:
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске…
И где бы ни жил я и чтобы ни делал,
Пред Родиной в вечном долгу…
Задание 29. Cоставьте высказывания на основе топосов время и место. Примеры:
1. Путешествия – лучшая наука для познания мира и человека.
2. Слово бьет иногда насмерть (А.С.Грин).
3. Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно (А.А.Блок).
4. В жизни каждая минута таит в себе чудо (А.Камю).
13. Топос пример. Пример является одним из самых выразительных способов доказательства. Иногда не требуются никакие аргументы, но вас просят: приведите пример – и приведенного примера достаточно для того, чтобы подвести аудиторию самостоятельно к нужному выводу. Пример всегда конкретен, неожидан, образен, и если пример уместно соотнесен с доказываемой мыслью, оказывается близким аудитории, то цель бывает достигнута.
Вот «пример» начала лекции о речевом этикете на риторическом семинаре в Санкт-Петербурге, который однажды автор использовал в своей практике. Пример родился неожиданно, поскольку был, что называется «горяченьким».
Сегодня утром я ехал на наш семинар в маршрутном такси, и мне нужно было просто спросить свою остановку. Как же, оказывается, иногда трудно это сделать: во-первых, надо набраться смелости, чтобы прервать пасмурное молчание, свойственное транспортной обстановке, и спросить «Будьте добры, а когда будет 23-я линия?», во-вторых, надо добиться ответа, а водитель занят своими мыслями, и хотя я его робко попросил об этом, хотя все присутствующие тоже слышали, остановку свою я благополучно проехал. Потом от водителя же и выговор получил: «Вы что, не знаете, где 23-я?» Но если б знал, то и не спрашивал бы… Такова степень нашего внимания друг к другу, такова степень нашей этикетной смелости. И кто виноват в том, что наш язык нас не спасает, а постоянно ставит в трудные или неловкие положения? Где наше московское радушие и петербургская любезность?
Итак, что такое этикет и с чего он начинается? …
Примеры делятся на литературные (взятые из художественной литературы), фактические (взятые из реальной жизни), авторитетные (из жизни великих и известных людей). Именно примерами пользуется телевизионная реклама, когда создает клипы и ролики с предложениями о покупке сока или стирального порошка. Именно примеры – основное средство объяснения в учебном диалоге: часто не требуется определение, объяснение, которые дать затруднительно, а учитель только приводит пример – и этого достаточно.
Классический пример из «Общей реторики» Н.Ф.Кошанского:
Ученье и труд преодолевают все препятствия. Так Демосфен, родившись косноязычным, победил природную скованность и стал лучшим оратором Греции.
Задание 30. Выберите тезис и начните его доказательство с примера:
· Жить – значит непрерывно двигаться вперед (С. Джонсон).
· Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами (Р. Шеридан).
· То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами (Монтескье)
· Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей (Монтескье).
· Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений (Кант)
· Герой – это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни (Лессинг)
14. Топос свидетельство. Подкрепить мнение или доказать истину можно приведением мнения авторитетного лица. Пословица, афоризм, цитата из известной книги, сентенция, крылатое выражение являются мощным средством аргументации. При этом надо помнить, что недобросовестные ораторы, зная о непререкаемом авторитете того или иного лица, приводят его суждение: «А такой-то говорил…» - далее обсуждение или спор становится не только бессмысленным, но и опасным.
Многие сочинения начинаются ссылкой на авторитетные суждения. Так, М.В.Ломоносов в начале «Российской грамматики», провозгласив тезис «Повелитель многих языков, язык российский … велик пред всеми в Европе», приводит в подкрепление: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями и т.д.»
Наиболее авторитетная в ХХ веке грамматика русского языка академика В.В.Виноградова («Русский язык. Грамматическое учение о слове») начинается цитатой из цитаты: «Акад. А.И.Соболевский часто цитировал слова Готфрида Германа: «Два дела особенно трудны – это писать грамматику и словарь».[2]
Для того, чтобы использовать авторитетные суждения различных авторов, необходима риторическая эрудиция и ее повышением всегда были озабочены риторы и писатели. Так, известны многочисленные рукописные сборники XVII-ХIX веков, в конце которых их составители собирали различные суждения древних, сентенции, афоризмы для того, чтобы использовать их в будущей риторической практике. Впрочем, недостатка в сборниках пословиц, афоризмов, крылатых выражений нет и сейчас. Необходимо формировать собственную эрудицию, запоминая понравившееся и стремясь активно употреблять нужные выражения в подходящем месте.
Задание 31. Нередко риторическая эрудиция, т.е. знание текстов, способствует тому, что та или иная мысль (суждение, афоризм) становятся темой краткой (например, поздравительной) речи.
Составьте краткий свадебный тост для Саши и Маши. Начните его со ссылки на понравившуюся вам пословицу из сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля, а затем разверните, докажите, обоснуйте, обыграйте избранное вами высказывание.
Образец.
Как говорится в народе, а записано у Владимира Ивановича Даля, жена – не рукавица, с руки не сбросишь. Прежде чем решиться эдак обремениться – ведь хоть и не рукавица, а ноша теперь немалая. Теперь вы как бы будете постоянно помнить ваши свадебные одежды и теперь не сбросишь ни колечко, ни рукавичку… Жизнь вам бросает перчатку: выдержите ли вы этот экзамен. Перчатка поднята, рукавички (т.е. перчатки невесты) надеты, пальцы окольцованы, Саша – Машин, Маша – Сашина, теперь если можно что-то сбрасывать с корабля современности, то только груз лишних забот, непонимания, ссор… Держите крепко в руках-рукавичках ваше будущее и будьте счастливы. Возможно, для жизни потребуются ежовые рукавицы, но мы желаем вам побольше мягкости, шелка, немного бархата, а, может быть, и атласа (без излишеств!), но прежде всего неизменного внимания и заботы друг о друге.
Держите крепко ваше счастье в руках-рукавицах и пусть они не помешают вам поднять наши заздравные бокалы!
Пословицы В.И.Даля для свадебного тоста:
С доброй женой горе - полгоря, а радость – вдвойне.
Не женат – не человек. Холостой – полчеловека.
Жениться скорее – в дому прибыльнее.
Наши девки испужались, все замуж побросались.
Матушка Прасковея, пошли жениха поскорее.
Замуж выходи – в оба гляди.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Жена не лапоть, муж не башмак - с ноги не сбросишь.
Люди женятся, а у нас глаза светятся.
Задание 32. Ответьте на поставленные вопросы самостоятельно найденными свидетельствами (ссылкой на авторитетное мнение, пословицей, сентенцией, афоризмом и т.д.):
Кому больше верить – книгам или жизни?
Какой возраст – лучшее время человеческой жизни?
Надо ли стремиться к славе?
Хороша ли жизнь в постоянной радости? И что есть радость?
Без ума жить худо; что ты наживешь без него?