Способы обучения риторике. Практика речи: «Кто вы?»
Советы к овладению речевым мастерством.
Есть несколько типичных вопросов, которые задаются всеми, кто приступает к изучению риторики: можно ли научиться говорить? Как овладеть искусством речи? Что требуется для того, чтобы стать хорошим оратором? Ниже следуют основные советы, которые можно дать тем, кто приступает к овладению искусством убедительной и эффективной речи.
С о в е т 1-й: Формируйте самостоятельный образ оратора, индивидуальный стиль личности. Действуя в речи, необходимо стремиться утвердить свои взгляды и убеждения, повлиять на людей. Однако нельзя навязывать свою речь или свои взгляды, необходимо “быть уместным” и убеждать только ту аудиторию, которая готова выслушать вашу речь. В иных ситуациях необходимо “взять паузу” и промолчать – не исключено, что доказать свою точку зрения удастся в будущем. В речи должны чувствоваться личность, воля и своеобразие говорящего. Аристотель определяет это так: “Чтобы убедить кого-то в чем-то, необходимо показать себя человеком известного склада”, то есть найти свой уместный образ оратора, маску говорящего.
С о в е т 2-й: Учитесь говорить практически, приобретайте опыт речевых “сражений”. Практика будет постепенно оттачивать ваше искусство. Оратор не может сформироваться в тепличных условиях, поэтому если хочешь научиться говорить, - г о в о р и! Оратором становятся только в реальной практике, живых столкновениях, речевой борьбе. Не зря древние говорили: “поэтами рождаются, ораторами становятся”.
С о в е т 3-й: Анализируйте собственные и чужие выступления, учитесь находить в них достоинства и недостатки, перенимая первые и отказываясь от последних. Если вы сетуете на свою “плохую” речь, начинаете осознавать свои недостатки, это верный признак того, что риторическая учёба началась, вы – совершенствуетесь. Попробуйте описывать, отмечать, формулировать достоинства и недостатки разных ораторов и свои собственные. Тогда завтра вы постараетесь не повторять вчерашних ошибок, а послезавтра забудете о них. Активное отношение к недостаткам собственной речи, самоанализ и стремление совершенствоваться, наблюдение над другими ораторами ведут нас к следующему совету.
С о в е т 4-й: Найдите образец и у него учитесь. Мы часто восхищаемся чьей-то хорошей, удачной, успешной речью, а, значит, чувствуем, что имеются образцы речевого творчества, которым бессознательно подражаем. В детстве такими образцами бывают родители или старшие родственники; когда мы взрослеем, такими образцами нередко становятся старшие товарищи, в школе – понравившиеся учителя. Став взрослыми, мы невольно повторяем определенный стиль поведения – очень важно, чтобы такое подражание, невольное копирование или следование моде (в том числе словесной) стало сознательным процессом. Ответьте же честно сами себе: кому вы следуете в жизни (при том, что каждый из нас, конечно, желает быть самостоятельным)?
С о в е т 5-й: Изучайте законы и правила риторики. З а к о н а м и называются теоретические положения, выведенные из практики ораторского красноречия или речевого общения в целом. Эти законы показывают речевую реальность и распространяются на разные виды общественно-речевой практики. Из законов выводятся п р а в и л а для практического пользования речью. Сами правила есть следствия удачного или неудачного применения речевых законов.
С о в е т 6-й: Знакомьтесь с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей. Невозможно стать хорошим оратором (говорящим), не зная образцовых сочинений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность. Так, для русской художественной культуры образцами литературного творчества являются сочинения Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но в зависимости от идеологических установок эпохи состав образцовых авторов может смещаться или меняться: в конце ХХ века мы отмечаем, что вместо сочинений Горького, Маяковского, Шолохова за образцы литературного стиля берутся сочинения Пастернака, Булгакова, Ахматовой, Зощенко и др.. Именно их изучают в школе.
Кто является образцом русской ораторской классики? Ответить на этот вопрос непросто, потому что ораторика (ораторское искусство) в России не является предметом специального школьного образования. Тем не менее, в каждом виде ораторского красноречия можно найти свои образцы: для судебного красноречия – известные судебные деятели второй половины XIX – начала ХХ веков Плевако, А.Ф.Кони, Пороховщиков; для академического красноречия - профессора университетов историки Т.П.Грановский, В.О.Ключевский, филологи И.И.Давыдов, Ф.И.Буслаев, И.И.Срезневский в XIX веке, Н.И.Конрад, В.В.Виноградов в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: Филарет Дроздов, Иоанн Кронштадтсткий.
Самый сложный вопрос – образцы политической риторики, поскольку многие авторитетные для своего времени политики были критикованы впоследствии. Кроме того, в русской политической истории сравнительно невелик собственно парламентский период, где зафиксированы открытые политические споры и столкновения. Между тем, образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в Государственных думах начала ХХ века (речи Столыпина, Витте и многих других). Именно ораторская пропаганда обеспечила во многом успех партии большевиков в противостоянии 1917 года, а речи Ленина, Сталина, Кирова, Калинина долгие годы считались образцовыми, да они и на самом деле являются своеобразным достижением российской словесности, как бы по-разному ни относиться теперь к коммунистической идеологии.. Сегодня же придется внимательно анализировать секреты политического успеха не только В.В.Путина, но и других общественно-политических деятелей, ибо очевидно, что их карьера и государственный авторитет завоеваны оптимальными речевыми поступками, т.е. словом.
С о в е т 7-й: Упражняйтесь и практикуйтесь в написании и произнесении речей. Упражнения необходимы, чтобы представить себя в будущих ситуациях речевой борьбы. Если солдат не участвовал в учениях и не прошел боевой подготовки, не отточил навыки поведения в боевом строю, он не сможет участвовать в сражении. Футболист, прежде чем выйти на поле в составе известной команды, тренируется ежедневно. Ежедневной муки тренировок и репетиций требуют искусство балета, музыки, театра, цирка, любой вид спорта... Не странно ли, что именно искусство речи не удостаивается чести и внимания со стороны тех, кто реально, каждодневно пользуется языком?
Ответ на этот вопрос интересно поискать. Во-первых, языком пользуются все люди, причем, пользуются даже не ежедневно, а ежечасно и ежеминутно (на необитаемом острове Робинзон Крузо продолжал разговаривать с Богом и с самим собой). Большинство людей усыплено обладанием «дара слова» – им кажется, что они умеют говорить - и этого достаточно... И множество обстоятельств отвлекает нас от этих насущных вопросов, решение которых сделало бы человеческую жизнь счастливее и благополучнее.
С о в е т 8-й: Разбирайте и декламируйте вслух образцовые тексты. Следует выбрать понравившийся вам текст (он может быть и прозаический и поэтический), разобрать его с точки зрения содержания и стиля, а затем читать вслух, постепенно выучивая наизусть. Это могут быть и занятия с учителем, режиссером (вот почему полезен театр), но если нет рядом наставника, занимайтесь самостоятельно. Полезно записать себя на магнитофон или на видеокамеру – тогда вы сами увидите недостатки своего образа оратора (например, неумение стоять или двигаться), услышите убыстренный темп речи, отсутствие пауз, словесные повторы, однообразие интонаций и т.д. Результатом же работы над декламацией или чтением ораторских речей будут разработанное дыхание, яркий голос, отсутствие боязни говорить и ненужной сосредоточенности на себе. В результате вы забудете о себе и сосредоточитесь на слушателях и материале своей речи. А это то, что ведет к успеху.
С о в е т 9-й: Занимайтесь техникой речи. Эти занятия предполагают комплекс упражнений на постановку дыхания, развитие ясного и четкого произношения, звучного “полётного” голоса. Техника речи – своеобразный спорт для оратора, призванный укрепить его психофизический аппарат. Занимаясь техникой речи, оратор начинает понимать, что он говорит «всем телом», поэтому так важно правильно двигаться, раскрепощая свое тело и управляя жестами и мимикой. ОН начинает понимать, что мышцы речевого аппарата развиваются так же, как укрепляются мышцы в спортивных упражнениях, одновременно техника вызывает к жизни творческий дух, ибо повторения одних и тех же упражнений не механистичны, но осмысленны, внутренне оправданы мыслью и действием. Произношение звуков, скороговорок, маленьких текстов позволяет сформировать правильные навыки речи, автоматизмы, следование которым снимает скованность и позволяет внутренне окрепнуть и почувствовать силу своего слова.
Конечно, следует понимать, что риторика – это не “красивоговорение”. И одной техники речи или декламации недостаточно, чтобы стать удачным ритором. Но согласитесь, что грустно наблюдать людей, считающих себя умными, но не способными выразить себя в слове и словесных конструкциях; обладающих интеллектом, но не способных выразить свои намерения в ясном и доходчивом произношении (дикционно, интонационно, тембрально и т.д.).
Итак, необходимо:
1. Искать и формировать уместный образ ритора;
2. Учиться практически в реальной речевой борьбе;
3. Анализировать критически свою и чужую речь;
4. Найти образец и у него учиться;
5. Изучать законы и правила риторики;
6. Знакомиться с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей.
7. Упражняться и практиковаться в написании и произнесении речей;
8. Читать и декламировать вслух образцовые тексты;
9. Заниматься техникой речи.
Цветник мыслей
Прочитайте и прокомментируйте мысли классиков красноречия, известных ученых и писателей о том, как следует учиться риторике.
"Хорошим оратором может быть только тот, кто умеет мыслить; поэтому кто посвящает себя истинному красноречию, тот посвящает себя и мудрости."
"Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней".
/Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве/
***
Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Первое последствие сего определения есть то, что, обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать, каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать их от коры, умножать отделкою их сияние и вставлять их в таком месте, которое умножало бы их блеск. И вот то, что собственно называется риторикою.
Я разделяю риторику, или средство усилить красноречие, на три рода: на чтение правил, чтение образцов и собственное в сочинении упражнение.
/М.М.Сперанский. Правила высшего красноречия. 1792г./
***
Красноречие проистекает от совершенства ума и сердца, от обилия чувствований и познаний: следовательно, тот только может быть красноречивым, кто добродетелен и сведущ в разных науках.
/Я.М.Толмачев. Правила высшего красноречия. 1815/
***
Книга академика Ю.В.Рождественского “Риторика публичной лекции” заканчивается следующим рассуждением относительно возможностей научиться риторике.
Никакие тепличные условия не могут помочь формированию оратора. Всякие риторические упражнения беспочвенны. Риторические способности развиваются только в условиях риторической практики.
Поэтому необходимо:
- слушать хороших ораторов, анализировать их ораторскую деятельность;
- анализировать классические произведения ораторского искусства, имеющиеся в письменной речи;
- знать риторические правила;
- постоянно заниматься собственной ораторской практикой.
Практика речи: «Кто вы?»
Надо ли готовить речи или следует выступать импровизированно? Если речь подготовлена (например, написана), то следует ли ее читать? Если разрешается читать, то как? Не получится ли так, что оратор будет бубнить свой текст и потеряет контакт со слушателями?..
На эти вопросы приходится ответить следующим образом:
1. Всякая риторическая речь должна быть подготовлена. Оратор обнаруживает внутреннюю готовность к речи. Иногда такая готовность достигается знанием предмета, о котором можно говорить импровизированно, без подготовки, иногда предмет речи требует длительного обдумывания и письменной подготовки. Неподготовленная речь оценивается в народе как «глупая» («сначала свари слово, а потом вытащи его изо рта»), научные же рекомендации говорят о том, что существуют импровизированные речи, которые свидетельствуют о «готовности» оратора говорить на новую для него тему. Сама же готовность происходит из внутреннего знания содержания будущей речи. Если же тема сложна, оратор имеет право отказаться от речи.
2. Текст ораторского выступления может быть написан (вы сами на семинаре можете договориться, как будете выступать). Написанный текст – свидетельство подготовки и уважения к аудитории. «Перо – наилучший наставник красноречия» (Цицерон). Все хорошие ораторы прекрасно владели письменной речью. Конечно, есть «устные» люди, которые, обладая талантом коммуникабельности, могут хорошо и долго говорить – их слушают завороженно. Как правило, это тип народных «говорунов», становящихся центром любой компании, острословов, анекдотчиков и т.д. Этим людям часто по-хорошему завидуют вследствие их веселости и способности развлечь любое общество, но точно так же иногда тайно осуждают за многоговорение или болтовню, не знающую меры.
3. Хороший ритор должен владеть всеми видами слова: и устной импровизированной речью, и письменной речью, которую способен осмысленно и увлекательно озвучить.
4. Письменный текст позволяет ритору сформировать литературный стиль речи, который затем проявляется и крепнет в устной речи. Существует выражение: «говорит как пишет» - такое возможно только у человека, владеющего письменным литературным стилем и способного вразумительно и украшенно воспроизвести его в устной форме.
5. Серьезный политический доклад, дипломатическое выступление, деловой отчет, выступление на защите диссертации не могут не «читаться» по письменному тексту. Письменный текст – подчеркивает официальность обстановки, серьезность отношения создателя к своему тексту, свидетельствует об уважении к слушателям, показывает готовность к речи. Другое дело, что это чтение должно быть осмысленно, ориентировано на слушателей, оратор должен чувствовать контакт с аудиторией. Традиционными ошибками в чтении доклада являются отсутствие глазного контакта (оратор «уткнулся» в текст или скользит взглядом поверх голов, боясь взглянуть на аудиторию), отсутствие пауз, убыстрение темпа, невнятное произношение («долдонит» текст). Выступление с письменным докладом требует внимания к аудитории, если вы чувствуете, что внимание аудитории падает, возможны отвлечения от текста, комментарии, дополнения, вставки, пересказ некоторых отрывков своими словами (если доклад не требует точного пословного воспроизведения).
6. И, конечно, каждому требуется вырабатывать в себе способность говорить импровизированно, «без бумажки». Необходимо тренировать в себе готовность к живой реакции, передаче собственных мыслей богатым литературным языком, энергетически заразительно, сохраняя эмоциональный заряд и учась «мыслить на ногах», защищать свою точку зрения. Для этого молодому оратору необходимо проявлять волю, а научиться этому можно путем последовательной тренировки в учебном курсе, в реальной же речи - только практически.
7. Многолетнее преподавание свидетельствует, что у каждого человека есть свой речевой талант, который необходимо развить. Существуют люди «устные» и «письменные». «Устные» не любят писать, зато готовы импровизировать, быстро изобретать, не боятся выступать без написанного текста, но их выступления, несмотря на смелость и обаяние бывают часто поверхностны… Успеха они добиваются постольку, поскольку «здесь, сегодня, сейчас» аудитория как раз и ждет сиюминутного выражения мнения – и часто в форме смелой словесной атаки или натиска. «Письменные» же люди ориентированы на подготовку, им необходимо подумать, осмыслить, их выступления не столь ярки, но часто они более глубоки, содержательны, выразительны. Опыт показывает, что развитие должны получить все «таланты», ведь цель риторики – развитие личности через словесную тренировку.
8. Письменная речь в обучении нужна еще и потому, что анализ стиля оратора возможен обычно только через прочтение письменной речи – тогда имеется возможность более внимательно проанализировать мысли и слова, конструкцию фраз, композицию речи в целом. Устная речь, воспринятая в целом, не дает таких возможностей – обычное мнение, высказываемое на занятиях: «все хорошо, все удачно…». Устное слово как «воробей» – «вылетело» и его уже не «поймаешь».
Материалы к выразительному чтению
Декламация. Это слово может вызвать отрицательную реакцию, поскольку ритор вовсе не декламатор, а оратор не должен уподобляться артисту, произносящему «выразительно» чужой текст. Но оратор должен хорошо звучать… Это значит, что он должен донести до слушателей свои мысли с помощью своего произношения. Для того чтобы «зазвучать», небесполезны занятия выразительным чтением или декламацией.
Опыт показывает, что обращение к образцовым текстам с целью их анализа и произношения в обучении риторике обязателен. Основной вопрос: какие тексты взять для такой тренировки? Конечно, «хозяин барин», но обязателен принцип ориентации на культурно значимые тексты, т.е такие тексты, которые закрепились в русской историко-культурной традиции. А такими текстами могут быть как старинные, так и недавно созданные тексты, тексты как российских, так и зарубежных авторов. В отборе текстов проявляется и ваш индивидуальный вкус, личные пристрастия. Самое главное, текст должен нравиться и вдохновлять того, кто к нему обратился.
Тексты о русском языке и слове
Прочитайте выразительно тексты о русском языке и слове. Прежде всего старайтесь следить за мыслью автора, доносить ее до слуха вашей аудитории. Обратите внимание на: 1) паузацию, деление речи на такты (см. советы ниже); 2) логическое ударение, которое ставится на «главных» словах во фразе; 3) эмоционально-энергетическую окраску речи, которой создается выразительная интонация.
М.В. ЛОМОНОСОВ:
Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
(«Российская грамматика», 1755)
Л.Н.ТОЛСТОЙ:
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
(«На каждый день», 1906-1910)
И.А.ИЛЬИН:
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(«О России», 1947)
Советы
1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.
2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т (у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.
3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö, хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.
4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания. В то же время нельзя и скандировать, излишне акцентируя каждый звук. Ничто не ценится так, как естественность, живая заинтересованность и собственный стиль.
Совет мастера
Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите…
/К.С.Станиславский. Работа актера над собой/