Вадим Сергиенко

 

На пути к постсекулярному обществу

 

Двухдневный Пятый конвент Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) завершился 27 сентября. Исследователи из Москвы, российских регионов и зарубежья разъехались по своим научным институтам и университетам, чтобы накапливать интеллектуальный капитал для новых обменов знаниями на таком представительном уровне.

Что же они увозят с собой? Замечания и уточнения коллег, которые позволят им скорректировать свои теории, усовершенствовать терминологический аппарат, новые сведения из смежных научных дисциплин, а также рабочие и дружеские контакты с учеными из других регионов страны и мира. Тем же, кому по тем или иным причинам не удалось принять участие в Пятом конвенте РАМИ, смогут приобщиться к его интеллектуальному наследию в декабре, когда будет издан сборник докладов, представленных на конференции в МГИМО.

Пока же можем лишь штрихами очертить содержательную часть третьей секции Конвента – «Постсекулярные общества: перспективы и реальность».

Руководитель секции, директор Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО профессор Андрей Борисович Зубов, в своем докладе дал четкое определение основных понятий, используемых при анализе роли религии в общественной жизни современного человечества: секуляризм, светскость, постсекуляризм. Попутно профессор восстановил исторический контекст их возникновения.

Так секуляризм как принцип внерелигиозной общественной жизни (в том числе в государственной форме) возобладал в конце ХIX – начале ХХ веков лишь в некоторых государствах Европы. Квазирелигиозные нацистский и советский режимы не могут быть причислены к секулярным образованиям, равно как и англосаксонские страны, где либо глава государства является религиозным лидером (Великобритания и ее ряд ее бывших доминионов), либо религиозная риторика и мотивация играют важнейшую роль в процессе принятия политических решений (США). Также никогда не были секулярными Япония, Индия, арабские страны, государства Юго-Восточной Азии. Призванием Бога (ФРГ) или даже прямой молитвой к Нему (Швейцария) начинаются конституции ряда европейских государств.

По мнению А.Б. Зубова, обозначение современного этапа мирового развития как постсекулярного означает лишь фиксацию исследователями того факта, что религия перестала убывать, сдавать позиции в общественной сфере. Важнейшими причинами этого стало, во-первых, появление в ХХ веке политического ислама как посюсторонней идеологии и, во-вторых, всплеск популярности религии в странах бывшего советского лагеря. По оценкам директора Центра «Церковь и международные отношения», первый фактор оказал решающую роль на переосмысление роли христианства в Европе, США и России. Все чаще в религии «не от мира сего» ищут адекватной политической идеологии, которую можно использовать как оружие в «столкновении цивилизаций», забывая о сотериологических целях христианства.

Аспирант кафедры философии МГУ Дмитрий Узланер развил идеи профессора Зубова, выделив два понимания «секуляризма», которые бытуют в научном дискурсе на Западе. С одной стороны, секуляризм воспринимается как простое отрицание, выдворение религии за пределы общественной жизни. С другой стороны, предполагается, что секулярное привнесло в мир некое уникальное положительное содержание, благодаря которому были полностью переосмыслены общественные отношения. Соответственно, в первом случае и постсекуляризм означает простой возврат к прошлому влиянию религии на политическую сферу, во втором же - постсекуляризм должен создать новую доселе невиданную реальность государства и социума.

Профессор Университета г. Сент-Эндрюс (University of St Andrews) в Шотландии Джей Андерсон открыл дискуссию по проблеме православного ответа на глобализацию. По мнению британского гостя РАМИ, Восточное христианство занимает по отношению к глобализации оборонительную позицию, много и жестко критикуя Запад, но не предлагая взамен каких либо четких альтернатив. Едва ли не единственной попыткой привнести какое-то положительное содержание в православное осмысление глобализации профессор Андерсон назвал «Декларацию прав русского народа», принятую «Всемирным русским народным собором» пару лет назад. Однако, на его взгляд, она оказалась слишком туманной и голословной, не получив никакого практического развития.

Ученый секретарь Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО Валентин Владимирович Печатнов выразил мнение, что главным положительным аспектом глобализации простые люди считают большее сплочение людей, увеличение контактов и общения. Вслед за этим докладчик наглядно показал, почему глобализация обманывает эти ожидания, и сформулировал христианский идеал единства человечества. В.В. Печатнов также назвал основные пути достижения этого идеала в православии. Кроме того, ученый секретарь Центра «Церковь и международные отношения» презентовал на секции свою книгу о различиях и общих чертах в греческой и русской литургиях. По его мнению, такое издание может способствовать делу православного просвещения в России, тем более, что литургическое возрождение, сознательное участие в главном таинстве Церкви, Евхаристии, есть сердце того религиозного подъема, который переживает сейчас Россия, да и православный мир в целом.

Ирина Ильинична Арсентьева, преподаватель кафедры востоковедения Читинского государственного университета, в своем выступлении назвала православие одной из основ национальной безопасности России. По ее мнению, именно православие центрирует русскую национальную идентичность и связывает воедино население регионов, находящихся друг от друга на огромном удалении. На взгляд госпожи Арсентьевой, в этом аспекте роль православия возрастает еще и потому, что в таких регионах как Восточная Сибирь или Дальний Восток экономические связи и интересы скорее сближают их с соседними государствами, нежели с остальной частью страны.

Элизабет Тайване, преподаватель Богословского факультета Рижского университета, объяснила участникам секции различия в сознании восточных и западных христиан на примере Богородичного культа в странах католического мира и в России. Госпожа Тайване повторила тезис Юнга о том, что религиозное возрождение христианского Запада возможно только за счет обогащения традицией и внутренней мистической жизнью православия.

Два представителя православного общественно-политического издания молодежи для молодежи «МЫ в России и Зарубежье» обратились к различным проблемам современности. Виктор Водопьянов назвал причины исламизации Европы и оценил дальнейшие перспективы распространения религии Мухамеда в этой части света. Вадим Сергиенко обратился к русской религиозной философии и попытался сопоставить друг с другом те образы постсекулярного будущего, к которому призывали отечественные мыслители первой половины ХХ века. Докладчик также оценил возможные последствия реализации проектов христианского будущего, разработанных Николам Бердяевым, Иваном Ильиным и Георгием Федотовым.

И. В. Масюкова из Института востоковедения РАН поставила проблему секуляризации «Государства Израиль». По ее оценкам за последние годы в израильском обществе резко обострилось противостояние между религиозными радикалами и сторонниками секулярного государства. По данным госпожи Масюковой, особенно страдают от того, что семейно-брачные отношения отданы в ведение раввинских судов, русские евреи, переселившиеся в Палестину в конце 1980-х – в 1990-х годов. После опыта жизни в квазирелигиозном советском государстве, заменившим традиционные религии марсксистско-ленинской идеологией, они оказались наименее приспособленными к жизни в условиях религиозного израильского общества.

С критикой неоязычества скандинавского толка выступил преподаватель Российского православного института во имя Иоанна Богослова Иван Олегович Негреев. Он обрисовал основные черты культа Одина, каким он был во времена викингов, и сравнил его с современными эпигонами. При этом И.О. Негреев указал на религиоведческую безграмотность современного неоязычества. По его мнению, мотивами неоязычников, обращающихся к религиозной культуре викингов, являются, во-первых, праздное любопытство и жажда разнообразия и, во-вторых, националистические чувства (в странах Северной Европы).

 

Сайт управляется системой uCoz