Виктор Аверков, Николай Бобринский

 

Христианский путь в политике*

По материалам семинара «Христианская демократия и солидаризм в России», прошедшего 4 октября в МГИМО.

 

Все больше наших соотечественников, православных христиан, вновь обретающих веру, после десятилетий религиозной несвободы и гонений, пытаются преобразить Благой вестью Христа и приобретаемыми в таинствах дарами благодати свою личную, семейную жизнь, профессиональную деятельность, вплоть до общественной жизни в целом.

Христианин, стремящийся к обожению, желает быть в максимальной степени согласным Божественному Замыслу о себе, который открывается нам в Заповедях Божиих и внутреннем диалоге каждого с Творцом. Суть этих взаимоотношений: любовь, жертва, самоотречение, желание блага и радости для другого – являет высший пример для построения человеком своих связей с окружающими его людьми. Это и есть основа социального мировоззрения, общая для любого христианина.

Каждый из нас ищет возможность отразить изливающуюся на него неисчерпаемую Божественную Любовь во внешнем мире. При этом мы вынуждены искать правильные формы для христианского служения. Они необходимы, чтобы сочетать желание принести благо окружающим и всему миру во славу Божию с сознанием непреложной свободы человека.

Нам известно, что нельзя и не должно строить утопию христианского государства, заставлять всех быть праведниками. Необходимо стремиться к созданию таких форм организации общества, в которых христиане в максимальной степени и на всех уровнях социального бытия (от семьи до государства) могли бы реализовать своё призвание к осуществлению Божественной любви в мире. С другой стороны, очевидно, что укорененные в христианстве нормы взаимоотношения людей в обществе доказали свою эффективность даже в глазах неверующих в бытие их Источника. Ценности правды, доверия, взаимопомощи, милосердия, принципы солидарности и субсидиарности[1] помогли сформировать, например, особую этику ведения бизнеса, благодаря которой удалось в разы снизить издержки, создать действенную систему социальной помощи. Именно поэтому мы можем рассчитывать на поддержку и принятие этих ценностей значительной частью внецерковного общества.

Вопрос, который сейчас волнует умы российских православных христиан, уже не раз вставал перед нашими единоверцами и западными христианами как в России, так и в Европе. Французская революция  заставила европейцев задуматься над реальной возможностью крушения традиционных порядков, складывавшихся столетиями и укоренённых в католической и протестантской традиции. Французские мыслители П.Леру, Ш.Ренувье и А.Фуйе первыми выдвинули концепцию солидарных отношений в обществе для достижения общего блага и прогресса. Июльская монархия во Франции (1830-1848) была попыткой воплощения в жизнь секуляризованных христианских принципов. Позднее этот опыт использовала и Третья республика. После Первой мировой войны идея о построении государства на христианских началах распространилась в Германии, где экономист Г.Пеш, социолог Г.Гундлах и богослов О. фон Нелл-Бройнинг смогли на основании традиционной католической философской школы выработать идеи солидарного общества. Результаты их просветительской и богословской деятельности проявились после Второй мировой войны в формах и сути Федеративной Республики Германия, привели к политическому и социально-экономическому возрождению страны, позволили преодолеть нацистское наследие и даровать полноценную свободу проповеди христианским общинам страны. Россия также приняла участие в поиске новых очертаний общественно-политической деятельности христиан. А.С.Хомяков и И.В.Киреевский, опираясь на опыт представительной монархии в допетровской России и солидарные ценности современной им крестьянской общины, выдвинули идею соборности («свобода в единстве по закону любви») как основного принципа самоорганизации общества. В XX веке С.Л.Франк предложил принципы государственного управления, в которых главное место отводилось религиозным ценностям. 

Квинтэссенция христианской социальной философии Запада была выражена в форме солидаризма – особого мировоззрения, которое называет себя проекцией христианства на социальную сферу. Утверждая высшую ценность личности, солидаристы исходят из того, что она может быть реализована только в общении с окружающими людьми, через фундаментальные принципы взаимопомощи, доверия и милосердия. Солидаризм стал не только основой христианско-демократического движения в послевоенной Европе, но и распространился в среде русской эмиграции. Например, философ С.А.Левицкий – идеолог Народно-трудового союза, совершивший попытку привить солидаризм в русском обществе за рубежом и таким образом подготовить его для применения в России после ожидаемого падения советской власти.

Необходимо отметить, что западный солидаризм, который опирается либо на секуляризованные христианские ценности (в протестантских государствах), либо на католическую богословскую школу, не может быть прямо осуществлён в России и иных странах восточно-христианской традиции. Так же как светский солидаризм Франции в своё время подвергся глубинной переработке католическими богословами Германии, так теперь и мы, православные христиане России, должны приложить все усилия для самостоятельной, укоренённой в традиционном для нас понимании веры разработки православного социального учения, не оставляя без внимания опыт наших западных братьев. Наследие наших российских предшественников может стать прочной опорой в этом деле.

Однако даже пропущенные сквозь призму православной церковности нормы социального делания получат жизнь только в том случае, если мы все поставим их во главу угла в своей личной жизни, профессии, общественной работе. Каждый, кто готов идти таким путем оцерковления жизни, может стать примером не только для своих единоверцев, но и всех сограждан, которые увидят в нем достойного, ответственного и жертвенного человека. Объединяясь, такие люди образуют очаги христианского служения в российском гражданском обществе.

Таким образом, подкрепив стремление быть христианином во всем, разработанными православным богословием принципами социального делания мы встанем на путь, указанный Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Вы – свет мира… Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). Этот путь станет исполнением нашего гражданского долга перед народом и отечеством и долга христианского – перед Богом и Церковью.



[1] Субсидиарность – политический и общественный принцип, который отдает преимущество личной свободе и ответственности перед действиями государства. При принятии государственных решений ответственность за их реализацию несут нижестоящие единицы (город, муниципальный округ, сельский совет), в то время как вышестоящие единицы (федерация, субъекты федерации) воздерживаются от вмешательства. Принцип субсидиарности действует при условии, что нижестоящая единица способна самостоятельно разрешить стоящие перед ней задачи. Только в противном случае вышестоящая единица может оказать поддержку. 

 

Сайт управляется системой uCoz