Практика речи.  Честь имеем представиться!

(Ваша первая речь – самопрезентация)

 

Каждому из нас приходится представлять себя в той или иной ситуации. Попробуйте рассказать о себе вашим коллегам и друзьям занимательно, выразительно, нескучно… Даже если вы находитесь в знакомой аудитории, всегда найдется такая информация, которую еще не знают о вас присутствующие. Сделать это необходимо в 3-5-ти минутном выступлении, которое назовем «Честь имею представиться!» или «Разрешите представиться!»

Ситуаций для подобного представления в реальной практике множество. Любое знакомство как в бытовой, так и официальной обстановке начинается с самопредставления, т.е. умения сказать несколько слов о себе. Устройство на работу, деловая встреча, телевизионная передача, творческий конкурс или соревнование начинаются с самопредставления или добавлений к тому, что только что о вас было сказано и, возможно, сказано неточно…

     
 Формулировка задания

Предмет вашей речи – вы сами. Выберите несколько аспектов вашей жизни, которые представили бы вас как индивидуальность, «человека известного склада», обладающего «лица необщим выраженьем». Это не значит, что необходимо быть сверхоригинальным, производить «впечатление», но нельзя быть и банально-серым – вам предстоит найти нужную меру скромности и  смелости, оригинальности и корректности.

Вы можете говорить о своем рождении, воспитании, семье. Объясните, как вы стали тем, кто вы есть сейчас – сделайте это спокойно и с достоинством. Смело начинайте и знайте, что любая тематика, о которой вы говорите, уже вас характеризует и, скорее всего, будет интересна слушателям. Расскажите об институте или школе, ваших увлечениях или пристрастиях, ваших родителях (ведь «яблоко от яблони недалеко падает»), друзьях, которым вы подобны, но, главное, этот должен быть рассказ лично  о вас, а не просто сухая биография.

Если аудитория знакома, то настрой должен быть таков: «я расскажу вам то, что вы еще не знаете» (в риторике прежде всего необходима новизна!); если вы видите слушателей впервые, необходимо твердо, скромно и решительно заявить о себе: «я такой-то или такая-то…». В любом случае вам требуются личный стиль, энергетика, воздействие на эмоции аудитории.

Самопредставление не есть самовосхваление – напротив: поставьте задачу показать, как интересен и богат мир вокруг каждого из нас. «Я» – только предлог для того, чтобы поговорить о людях и о том, что нас окружает. В сущности, все, о чем бы вы ни заговорили, будет характеризовать именно вас, поскольку исходит от вас.

Ораторское выступление может быть двух типов: импровизированным, т.е. без подготовки, но опирающимся на известные факты, которые говорящий должен быстро извлекать из своей памяти;  подготовленным, т.е. продуманным заранее, возможно, написанным – но не для того, чтобы «бубнить по бумажке», а чтобы представить себя и свою речь готовыми к действию. Промежуточным между ними может быть приготовленный план текста по ключевым словам или тезисам речи. Таким образом, возможны приготовленные полный текст, или только тезисы, или только план, или только ключевые слова.

Рассказ может быть импровизированным, поскольку каждый из нас способен спонтанно рассказать о себе самые простые вещи: чем он занимается? кто его родители? каковы его увлечения?

При подготовленном выступлении советуем его написать. Для того чтобы ритор формировал свой стиль, необходимо много и хорошо писать. Кроме того, опыт показывает: анализ стиля оратора лучше осуществлять по написанному тексту (устное слово, подобно «воробью», прозвучало и «улетело» - его достаточно трудно возродить в памяти). Однако выступление по письменному тексту трудно тем, что оратор может потерять контакт с аудиторией, «уткнувшись» в текст. Поэтому договоримся, что во время выступления по письменному тексту вы будете минимально смотреть в текст, а больше будете стараться найти контакт со своими слушателями.

Итак, выберите 3-4 аспекта вашей жизни и свяжите их в небольшой рассказ. Данные ниже вопросы помогут вам построить такой рассказ о себе. При этом выберите лишь то направление мысли, которое наиболее вдохновит Вас, или придумайте свое. Эти или подобные вопросы могут быть заданы Вам после Вашего краткого монолога-презентации.

 

1.     Прежде всего, представьтесь. Встает задача: как себя назвать? Есть официальная форма: имя, отчество, фамилия – в каком бы возрасте вы ни были, свое именование желательно осуществлять с достоинством и ответственностью. Если хотите, прокомментируйте Ваши Ф.И.О.

2.     Несомненно, всех интересует, каким делом вы занимаетесь. Сделайте маленькую рекламу вашему труду, вашей профессии, вашему делу. Потом будем говорить об этом более подробно.

3.     В какой сфере лежат ваши  интересы и увлечения? Вы – постоянный человек в своих увлечениях? Многого не расскажешь, но заинтригуйте, если можете… Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня?

4.     Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Наша память хранит многое о знаменательных событиях нашего личного прошлого. Если считаете нужным, расскажите.

5.     Насколько вы чувствуете связь с  вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы? Можете ли вы сказать, что яблоко от яблони недалеко падает?

6.     Какие качества вы цените в людях?

7.     Вы – человек общительный? В чем выражается ваша любовь / нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?

8.     Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам?

9.     Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе? Расскажите о самых главных.

10.           Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими?

11.           Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни?

12.           Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную?

13.           Любите ли вы танцевать?

14.           Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка? Насколько необходимы вам в вашем деле крепкое здоровье и стойкая нервная система?

15.           «Скажи мне, кто твой друг…». У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?

16.           Вы человек – утренний или вечерний (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Как вы работаете?

17.           Ваше отношение к природе: солнцу, лесу  и дождю? Вы домосед или, скорее, любитель путешествовать?

18.           Расскажите на манер юного героя Заходера: что я люблю?

  Я люблю ………,

                А теперь:

  Я не люблю:……….

 

Советы к подготовке речи:

1.     Выбрав несколько идей, свяжите их в небольшую историю. Чем более личным и конкретным будет ваш рассказ, тем более теплые отношения установятся между вами и слушателями.

2.     Точно разработайте композицию, т.е. расположение частей вашей речи. Пусть она будет ясна – тогда появится четкая уверенность в том, что за чем должно следовать: вступление – основная часть в нескольких идеях – заключение. Тщательно продумайте и проговорите вступительное предложение (ищите, что вас вдохновит). Постарайтесь запомнить его и использовать, даже если лучшая идея блеснет у вас перед началом речи.

3.     В основной части выберите несколько главных идей и распространите их примерами, историями и анекдотами. Чем более конкретны вы будете, тем ярче затронете воображение и внимание слушателей. Начинающие ораторы боятся конкретики: если вы только называете идею («я люблю музыку» или «люблю кататься на лыжах»), то, скорее всего ваши слушатели пропустят эту информацию мимо ушей. Но повторите ее в других выражениях, обоснуйте конкретными примерами и доказательствами, тогда вы тронете сердца слушателей.

4.     О записях: если вы написали вашу речь или говорите только по плану, помните, что вы должны именно говорить, а не читать. Обращайтесь к слушателям, не бойтесь увидеть их глаза, отмечайте без боязни их внимание и степень заинтересованности. Возможно, в будущем вы будете писать для себя только основные ключевые слова, поскольку научитесь распространять то, что собираетесь высказать.

5.     Еще о подготовке. Даже если текст готов, готовы ли вы его произнести? Вам необходимо тренироваться, репетировать. Но вы не артист,  да ритору и требуется не сцена, где он будет кого-то изображать, а нужно представить себя человеком «определенного склада». Для этого нужны внутреннее продумывание, сосредоточение, проговаривание речи как про себя, так и вслух.

6.     Желательно, чтобы в вашей подготовке не было ничего искусственного, тем более, не требуется при исполнении никакой лишней декламации – чем проще, искреннее и естественнее вы будете, тем скорее достигнете своей цели. Но речь должна быть еще ясной и выразительной, хорошо звучащей, поэтому советуем проговорить ее вслух. Это проговаривание (репетицию) будущей речи можно представить как произнесение речи воображаемой аудитории – просто представьте, как вы могли бы сделать это в реальной обстановке. Неплохо проговорить речь (или хотя бы ее отрывки) перед зеркалом или записать на магнитофон. Скорее всего, эта запись вам не понравится, но вы не сможете не почувствовать, как и над чем надо работать.

В американских риториках часто советуют проверить речь или идеи на ком-либо из знакомых – Дейл Карнеги или Поль Сопер приводят примеры, как их подопечные где-нибудь в ресторанчике пробовали свое красноречие на друзьях или родственниках. Впрочем, проговорить речь перед «кухонными присяжными» советовал еще известный русский адвокат Плевако. Так что, если вы найдете необходимым и естественным проговорить вашу речь перед кем-то из ваших доверенных лиц (родителями, друзьями, родственниками), сделайте это – собственно говоря, мы именно так и готовили уроки в младших классах начальной школы, когда собирались завтра отвечать у доски с «публичной речью».

7.     При произнесении речи имейте «глазной контакт» со слушателями. Не бойтесь смотреть внимательно в глаза то одному, то другому вашему слушателю – пусть они чувствуют ваше внимание. Взгляд необходимо фиксировать на одну-две секунды на каждом слушателе, никого не обходя своим вниманием, в то же время не утыкаться в одно и то же симпатичное вам лицо (более подробно см. учебник «Риторика. Вводный курс...», с. 224).

8.     Внешность важна. Когда вы хорошо выглядите, это придает уверенность. Поэтому подумайте о том, чтобы ваш костюм был приличен, удобен, уместен. Тогда вы быстро забудете о себе и сосредоточитесь на аудитории и предмете своей речи.

9.     Язык вашего тела должен быть подчинен смыслу речи. Ничто так не ценится как естественность, но естественность бывает результатом долгой работы над собой и техникой владения своим телом. Из первых советов выскажем следующее: стоять надо на прямых (но не деревянных) ногах, как бы держа упор и занимая определенную позицию. Руки свободно опущены и жестикулируют только в случае необходимости. Аудитория должна быть сосредоточена на смысле речи и ничто лишнее не должно ее отвлекать, ибо внимание слушателей, в конце концов, сосредотачивается только на глазах оратора – «зеркале» его души.

Кое-что из советов классиков-риторов

Ораторика как теория и практика  публичных выступлений накопила множество полезных советов и рекомендаций относительно того, как снять с себя страх и скованность, как постепенно вырабатывать навыки публичного взаимодействия. К этим советам надо прислушиваться, собирать их и применять на практике. Сопоставим, что писали отечественные и западные теоретики на эти темы.

В 20-е годы, когда проблемы ораторского искусства активно изучались в России в связи с необходимостью «учить говорить весь народ», Алексей Василькович Миртов, автор книги «Умение говорить публично», писал: «Смелость, решительность, настойчивость в выступлениях, обдумывание этих выступлений, подготовка к ним, наблюдения этих выступлений – вот лучшая школа ораторства. Школой красноречия может быть только жизнь, практика, а книга – только пособие, освещающее эту жизнь и практику».[1]

Простые, доходчивые, образные советы характерны для американской риторической традиции. Их предельная простота словно высвечивает и современного американского ритора, как правило, владеющего ситуацией, собой – и эти обстоятельства нередко позволяют американцу становиться лидером положения. Так, Дейл Карнеги устанавливает четыре простейших рекомендации:

1.     «Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для обучения. Создайте в себе подъем. Помните, что от силы вашего стремления к цели будет зависеть быстрота достижения ваших успехов.

2.     Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете хорошо знать то, о чем собираетесь говорить.

3.     Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, - рекомендует профессор Уильям Джеймс, - действуйте так, будто вы действительно смелы…»

4.     Практикуйтесь. Это само важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а незнание – результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут».[2]

Ср. почти синонимические описания у Поля Сопера:

1.     «Отдайте себе отчет в причине страха.

2.     Выступайте в полной готовности.

3.     Сохраняйте уверенный вид.

4.     Преодолевайте страх действием».[3]

Как видим, в синонимических выражениях повторяются примерно те же рекомендации. Для психологической подготовки к ним необходимо возвращаться, перечитывать и напитывать себя этими советами и описаниями. Для американской традиции характерен особый тип практицизма и прагматизма, русской традиции свойственно большее внимание к этике и содержанию, разнообразию в стиле речи и меньшее к технологии выступления.

Действия оратора нельзя запрограммировать, тем не менее, практика и тренировка предполагают большую дисциплинированность, усилия воли, наблюдательность. Поэтому дальнейшие советы будут касаться образцов жанра самопредставления и анализа произнесенных речей.

 

         Где искать образцы?

Каждый жанр ораторской речи  имеет определенные модели-образцы, которые извлекаются из практики ораторского красноречия. Возможно, эти модели также нельзя назвать идеальными, но они могут лишь показать примеры и возможные способы создания содержания, композиции и стиля речи (что, где и как сказать?).

Образцы речи могут быть трех видов:

1.       Образцы хрестоматийные - взяты из художественной литературы;

2.       Образцы оригинальные - созданы на практических занятиях самими учащимися-риторами и затем используются на занятиях как модели для ориентации и подражания (не копирования);

3.       Образцы учебные, или условные – написаны самим преподавателем (автором пособия) как условные модели.

 

1.    Хрестоматийные образцы

Хрестоматийные образцы извлекаются из классики художественной литературы. Как правило, это не просто самопредставление, а утверждение определенной  жизненной позиции. Иногда говорящий  делает это акцентуацией на своем имени и звании – и тогда мы слышим его решительные интонации. Ср. диалог в «Житии протопопа Аввакума» XVII века:

«Зовет меня к себе Федот Пашков:

-   Ты кто: поп или распоп?

Аз же ему отвещал:

-   Аз есмь Аввакум протопоп. Говори: чего тебе до мене дело?».

В некотором смысле такую же волю и решительность необходимо проявлять любому оратору. Или вот другой тип оратора, также начинающий свою речь словами «аз есмь» (я есть), но утверждающий свой образ иными словами, эмоцией, отношением к жизни и читателю:

«Аз есмь Кола Брюньон, старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом… У меня есть дом, семья, четверо сыновей, Мартинка, моя дочка, скотинка, серый осел, собака, свинья – ну и богач же я!» В таком необычном стиле говорит о себе французский крестьянин-жизнелюб Кола Брюньон, герой одноименного романа Ромена Роллана.

А вот как представляет себя юная героиня водевиля Ф.Соллогуба «Беда от нежного сердца»:

Мне самой семнадцать лет

И спросить любого,

В Петербурге лучше нет

Кати из Тамбова.

Против девушек других

Я ничуть не хуже:

Ростом я не меньше их,

В талии поуже.

Интересная аргументация, не правда ли? Во-первых, подкрепление самохарактеристики ссылкой на мнения других – попробуйте оспорить, когда вам говорят: «спросите любого…»; во-вторых, утверждение своей необычности кокетливо-спорной ссылкой на рост и талию. Наивность, веселость и раскованность создают необыкновенно обаятельный образ.

В русской литературной традиции существует огромное количество биографий – как прозаических, так и стихотворных. Приведем несколько поэтических текстов, каждый из которых построен со своей сверхзадачей. Самопредставление – это как бы стихотворный автопортрет. Такие самопредставления писали многие поэты XVIII века – и каждый в своем роде. Проследите, какими приемами написано стихотворение «Я» Ивана Дмитриева:

Умен ли я, никем еще в том не уверен;

Пороков не терплю, а в слабостях умерен;

Немножко мотоват, немножко я болтлив;

Немножко лгу, но лгу не ко вреду другого,

Немножко и корю, но не от сердца злого,

Немножко слаб в любви, немножко в ней стыдлив

И пред любовницей немножко боязлив.

Но кто без слабостей?.. Итак, надеюсь я,

Что вы, мои друзья,

Не будете меня за них судити  строго.

Немножко дурен я, но вас люблю я много.

                                            (1791)

Поэт (он тоже как бы «выступает» перед собравшимися) указывает на свои скромные недостатки, которые побеждаются одним достоинством: «вас люблю я много…» Напротив, Гавриил Романович Державин прямо и бодро заявляет о своих жизненных, неуступчивых принципах. Правда, есть у него будет одна «слабость», но она нивелируется дальнейшей аргументацией:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

             И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим. (…)

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, -

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жёг любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец, на гроб мой камень,

Если ты не человек.

(1807)

Эти тексты остаются образцами литературного стиля,  знакомясь с которыми ритор научается образцовому литературному языку.

 

2.    Оригинальные образцы.

 

Теперь перейдем к анализу современных оригинальных текстов, написанных на семинарах и курсах по риторике, стилистике и культуре речи. Оригинальными образцами мы назвали тексты, написанные на практических семинарах по риторике. Анализ студенческих речей-сочинений, как и многочисленных работ, которые пишутся на курсах риторики и ораторского мастерства, показывает, что основное достоинство любой работы – индивидуальный авторский стиль, способность автора сказать о себе своеобразно, убедительно, в соответствии со вкусами аудитории. Мы не касаемся здесь вопросов грамматической правильности, для ритора главное – нахождение оригинальной идеи и своеобразного поворота мысли, индивидуальность словоизобретения, предложение нового стиля.

При этом выявляются два принципиальных стиля, которые восходят к выделенным еще в античности азианскому и азиатскому [более общепринятые названия - аттическое и азианское красноречие. - В. Печатнов]. Первый из них – стиль предельно простой и ясной речи (в этом стиле тоже есть своя оригинальность), второй – стиль предельной украшенности, синтаксической усложненности, поражающий читателя или слушателя обилием мыслей и слов, которые также представляются вполне уместными. Задача всякого ритора - поиск собственного стиля речи.

Комментарий автора-преподавателя: Сейчас вы прочитаете необыкновенное сочинение (речь), написанное простым и ясным слогом. Оно необыкновенно, потому что автором двигало вдохновение. «А что такое вдохновение? Так, неожиданно, слегка, сияющее дуновение божественного ветерка…» (Г.Иванов).

В семинаре, который я вел в Хабаровске для преподавателей кафедры русского языка, было дано задание написать самопредставление. Лучшим оказалось сочинение самой молодой участницы занятий… Почему? Просто ей пришло в голову одно слово, на котором она построила весь свой рассказ – и это слово пусть окрашивает  ее и вашу, дорогой читатель, последующую жизнь. Найдите его, это ключевое слово, когда будете читать… Обратите внимание на неспешный стиль сочинения – он идеально подходит для обучения и иностранцев, и наших школьников, поскольку этот стиль прост, чист и ясен.

 

Я живу в самом лучшем регионе России - на Дальнем Востоке, в самом лучшем городе этого региона. Наш город называется Хабаровск. Известный дальневосточный поэт Петр Комаров писал:

Есть слово древнее - хабар.

У русских воинов сначала

Оно удачу означало.

И от чертогов до хибар

Был славен воинский хабар.

Пусть я удачу назову

Сегодня как-нибудь иначе,

Но сам я в городе удачи -

В родном Хабаровске живу.

Город окружен тайгой и замечательными деревнями, среди которых есть древние нанайские поселения. Стоит Хабаровск на берегу самой полноводной в России реки Амур.

Мой дом возле вокзала. По ночам мы слышим стук колес. Это прекрасно, потому что в детстве я часто путешествовала и легко засыпаю под эти звуки.

Я работаю в самом лучшем университете города. Он находится в Северном микрорайоне, где самый чистый воздух. Вокруг университета много деревьев и полей, видно далеко-далеко. У нас работает самый лучший, самый веселый и старательный садовник. С весны до осени ведущая к университету дорога усажена цветами.

На работу я езжу на самом лучшем автобусе № 11. Остановка недалеко от хлебозавода, и каждое утро начинается с запаха тепла и защиты. Каждое утро автобус делает обрядовый круг вокруг памятника основателю города Ерофею Павловичу Хабарову и везет нас в Северный. Он проезжает мимо множество маленьких домиков с печным отоплением. Зимой из каждой трубы идет дым. А летом возле этих домиков пасутся лошади и коровы! Сколько удовольствия за четыре рубля! К.С. Льюис писал: «Требование бесконечных, непрестанных перемен… притупляет всякое удовольствие, увеличивая при этом жажду удовольствий вообще. Удовольствие новизны по природе своей больше, чем что-либо другое, подвержено закону «спада при повторении». А получать все новые удовольствия - недешево, так что жажда нового приводит к жадности, краху…(«Письма Баламута»)

У нас в университете самая лучшая столовая, где самые большие в городе порции риса и самый сладкий и крепкий чай.

На нашей кафедре самая лучшая заведующая. Она честно работает, прекрасно готовит и умеет веселиться. Она не старается кому-то понравиться, а в самом деле помнит об интересах каждого члена кафедры.

У нас прекрасная работа. Где еще бывает так много смешных ситуаций, рассказ о которых может разрядить обстановку в любой компании?! Где еще можно узнать так много о жизни в других странах?

А еще у меня самая лучшая мама и самый лучший друг, самый лучший дедушка и самая лучшая двоюродная сестра.

Недавно мы купили самый лучший, самый японский телевизор (до этого у нас семь лет не было никакого). Нам наконец-то установили телефон. После того, как мы за него заплатили, мне пришлось научиться печь самый вкусный на свете хлеб.

А сегодня, мне кажется, я на лучшем семинаре, который я посещала за последний год. Честно.

                                                                         Геращенко О.В.

***

Комментарий к следующему сочинению: У каждого преподавателя накапливаются горы речей-сочинений, с которыми выступали его ученики. Конечно, на первом занятии-знакомстве можно организовать спонтанные выступления, без написанного текста. Но «перо – наилучший наставник красноречия», поэтому предварительное написание текста лучше готовит будущего оратора. На самом семинаре предлагаю выступать без текста – это тренирует память, но когда видишь затем написанный текст, ощущаешь неповторимый стиль автора. А оратор – это стиль, стиль же лучше всего можно почувствовать только в написанном тексте. Вот, на мой взгляд, одно из лучших студенческих сочинений:

 

Уважаемые коллеги!

  Свое представление мне хотелось бы начать словами известного русского просветителя, писателя Николая Ивановича Новикова: ”Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей». Именно родительский пример, пример моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек оказал огромное влияние на мой жизненный путь.

Моя прабабушка Алевтина Григорьевна Раневская, была учителем словесности. Часть своего родового имения она подарила государству, которое по ее просьбе открыло в нем школу. Обе мои бабушки -  учителя истории с большим стажем и званиями. Мой прадед был регентом, он учил церковному хоровому пению.

Мой отец - преподаватель хирургии в Медицинской академии. Моя мама по образованию экономист, но и она знает, что такое педагогика не понаслышке – два года она преподавала математику в техникуме. Сейчас она работает экономистом в типографии.

В моей семье есть что-то чеховское. Фамилия моей прабабушки Раневская, моего дядю зовут Ваня, у моей бабушки три сестры, а на даче у нас растет вишневый сад.

Мои друзья – несерьезные серьезные люди. Они не способны на зло, зависть. Они имеют свою точку зрения на любой вопрос. Они  боятся быть “повсеместно оэкраненными”. Гораздо важнее для них – быть утвержденными в сердцах своего круга людей. Люди, кричащие из толпы:

“Вас здесь не стояло!”- тоже чьи-то друзья, но не мои.

           Мне нравится…

           Мне нравится, что можно быть смешной,

           Распущенной – и не играть словами …

И как все-таки хорошо, что я не сняла фильм в духе комедий Рязанова, не выиграла чемпионат мира по фигурному катанию, не создала художественного полотна, не получила звания заслуженного учителя России. Сомневаюсь, что все это возможно?!

Главное -  четко сформулировать цель (цель урока, жизни) и стремиться к ее достижению, а произойдет это или нет на самом деле, не так уж и важно. Важен сам процесс:

           Чтоб в ступе воду не толочь,

           Душа обязана трудиться

           И день и ночь, и день и ночь!       

            Александра Шароборова

 

Комментарий автора-преподавателя: Итак, два основных стилевых типа сочинений: краткие и пространные. Одни пишутся предельно просто, (к сожалению, за этим может скрываться неумение развернуть мысль), другие -  пишутся  литературно и пространно. Последние - это, как правило, те, кто любит читать, кого в школе научили писать сочинения, они и в устной речи способны распространять свои высказывания. Иногда автора «заносит», но, как водится, он владеет литературным стилем и ему нравится «самовыражаться».

Читая следующую «пространную»  речь, написанную на курсах риторики, почувствуйте стиль оратора. Проследите, где автор создает сложные предложения с конструкциями придаточных, где он украшает свою речь необычными словами. Во всяком случае, постарайтесь понять, как и где он проявил литературную образованность и несомненный литературный талант (ФИО, понятное дело, изменены).

 

      Уважаемый председатель! Дорогие друзья!

Честь имею представиться – Калашников Андрей Валентинович. Позвольте немного рассказать о себе.

Родом я из простой русской семьи. По одной ветке я ухожу корнями в Тульскую губернию, по другой – в Вятскую. Мои предки не оставили заметного следа в истории, за исключением какого-то побочного прапрадедушки, про которого известно, что он был комендантом Кремля. Впрочем, какого Кремля (может быть, деревенского) история умалчивает. Кроме неизвестного прапрадудешки, среди моих родственников был мельник.

Я родился 28 июня 1977 года. В летописи моей семьи о моем рождении не осталось никаких преданий, кроме того, что оно произошло в роддоме где-то в районе Балашихи и роды принимал негр-практикант. Впрочем, это никак не отразилось на моем дальнейшем развитии. Годы, проведенные в яслях и садике, также не оставили практически никаких воспоминаний, за исключением того, что в возрасте 4-х лет я совершил свой первый (и по-моему единственный) героический поступок. Когда в раздевалке яслей прорвало водосточную трубу и детей начало заливать водой (к счастью, теплой), то сухими остались всего два человека – я и моя подружка, которую я успел накрыть полотенцами.

10 лет жизни, отданных средней общеобразовательной школе № 517, я отношу к одному из тяжелейших периодов своей жизни. Страсть к книгам и проведению досуга дома в полном одиночестве, а также упорное нежелание организма заниматься физкультурой, привели к тому, что у меня практически не было друзей. Я всегда был отличником, но держался в одиночестве. Последний звонок поставил точку на моих мучениях.

Московский инженерно-физический институт, куда я поступил в 1994 году, выявил основную закономерность моего жизненного пути: «что ни делается, то к лучшему». Или другими словами, показал, что многие поступки, не имеющие под собой рациональной основы, ведут к достижению жизненных целей быстрее, чем продуманные и выверенные действия.

Все события перечислять не буду, остановлюсь на одном. Так, событием, окончательно направившим меня на стезю, по которой я иду вот уже 7 лет, стал криминальный поступок неизвестных мне лиц. На 4-м курсе я был прикреплен к преподавателю нашей кафедры для выполнения курсовой работы. Этот человек дал мне тетрадь со своими оригинальными записями и статьей, чтобы я их изучил. В тот же день у меня украли сумку, естественно вместе с тетрадью. Таким образом, целое научное направление было отброшено далеко назад, а заведующий кафедрой, укоризненно позвдыхав, направил меня в ту организацию, где я имею счастье работать вот уже 7 лет.

Расскажу о работе. Наша организация называется ЗАО «Индустриальный риск». Мы занимаемся вопросами промышленной безопасности. Многим людям, когда они слышат слова «промышленная безопасность», представляется что-то вроде охранного агентства, которое охраняет завод. Это не имеет никакой связи с действительностью. Задачей промышленной безопасности, если коротко, является снижение к минимуму воздействия на персонал и население, а также на материальные ценности последствий аварий на промышленных объектах и вероятности их возникновения. Занимал последовательно должности: практикант, начальник отдела компьютерного моделирования, инженер, главный специалист, и.о. заместителя генерального директора. Расставаться с выбранной стезей не собираюсь.

Теперь расскажу о своих личных качествах. Приблизительно до 20 лет я был типичным меланхоликом, а где-то в 20 лет произошел резкий перелом, в результате чего я превратился в холерика. Т.е., как я сам себя представляю, я человек нервный, но общительный. Способностей заводить друзей «по гроб жизни» у меня нет и, наверное, никогда не выработается. Видимо, вследствие этого я предъявляю высокие требования к окружающим и низкие к себе. Последний год стал получать огромное удовольствие от возможности учить других людей (в основном на работе) Под словом «учить» я имею в виду не поучение типа «так жить нельзя», а передачу имеющихся знаний и навыков. Как я сейчас понимаю, нельзя идти по жизни, все время накапливая знания и оставляя их в себе. Гораздо лучше передавать имеющиеся знания другим, а самому получать новые.

Теперь расскажу об увлечениях. Их у меня немного. На первом месте – чтение книг. Как я уже сказал на прошлом занятии, книги у меня проранжированы следующим образом: мистика, фантазия, приключения. Из других увлечений это – рыбалка, моторные лодки и катера, а также водные походы. Ну, и последним моим увлечением является машина. Для меня нет большой разницы, иномарка или отечественная. Главное, чтобы она была другом, готовым в любую минуту прийти на помощь: куда-то съездить, переночевать в ней, или просто посидеть, послушать музыку. Я не делаю из автомобилей культа, но в какой-то степени их одушевляю. Очень часто, когда у меня были стрессовые ситуации и нервные срывы, я успокаивался тем, что ездил по ночной Москве (особенно красиво в снегопад) и это мне всегда помогало.

Наверное, я рассказал о себе практически все, что хотел бы рассказать. Если будут вопросы, с удовольствием отвечу.

 

Комментарий автора-преподавателя: Надо ли писать много? Несомненно. Просто в устной речи, конечно, надо уметь себя ограничить для того, чтобы не утомлять собравшихся. Поэтому в любом выступлении необходимо зорко следить за временем выступления: лучше недоговорить, чем переговорить.

Так, если вы выступаете с письменным текстом, рассчитайте, сколько времени у вас уходит на чтение одной страницы текст (обычно на чтение одной страницы, написанной 14 кеглем с полуторным интервалом уходит до двух минут). Традиционной ошибкой большинства молодых ораторов является желание прочитать все, что было написано. Желательно дать перспективу развития вашей мысли, заинтриговать, не переходя границы, когда аудиторию утомляется превышением регламента. Покажите, что вы энергичны и можете закончить речь тогда, когда необходимо.

 Не бойтесь делать отступления, импровизировать. Формируйте собственный стиль ораторской речи, который свойственен лично вам и необременителен для слушателей.


 

[1]  А.В.Миртов. Умение говорить публично. М., 1927. С. 3.

[2] Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989. С. 299-300.

[3] Сопер П. Основы искусства речи. – 2-е изд. М., 1992. С. 26.

 

А вот еще образцы - быть может, посложнее:

 

                 «Особенно люблю чистые человеческие души …»

Комментарий преподавателя: Это сочинение для меня - память-воспоминание о риторическом семинаре в Иркутске в июле 2003 года, организованном Комитетом по молодежной политике. На семинаре оказались разнообразные и давно знакомые друг с другом молодые люди, влиятельно участвующие в политической, общественной, деловой и (пусть не прозвучит странно!) духовной жизни города. Здесь были и депутат городской думы,  и известный журналист, и молодой директор мебельной фабрики, приведший через два дня на семинар жену с дочерью-выпускницей школы, и врач, и бухгалтер, и педагог-психолог, и библиотекарь, и врач - специалист по эстетической стоматологии, и художник-график – всем оказалась нужна риторика... Но психологический и духовный настрой семинару сообщали несколько православных священников и дьяконов, погруженных в самую гущу современной общественной жизни: кто-то преподает в военном училище и женской гимназии, кто-то руководит Центром реабилитации наркозависимых, но все активны и энергичны. 

«Лучшим ритором» семинара (полушутливую анкету мы провели в конце семинара) был назван высокий чернокудрый красавец-батюшка, отец Филипп Макаров. Читая его представление, почувствуйте в скромной краткости самохарактеристик перспективу возможного развития мысли, проследите, где автор по-разговорному краток, а где философски возвышен, услышьте и иронию, и серьез…  Невольно задумаешься: отчего рождается богатство мысли и слова? Не от знакомства ли с духовной традицией, книжной  литературой и, главное, не от крепости ли веры?

 

Честь имею представиться! – Макаров Станислав Георгиевич, в крещении – Филипп.

Рукоположен во диаконы. Служу в Михаило-Архангельском храме г. Иркутска. Женат. Пятеро детей от 1 до 14 лет. Две старших – девочки, младшие – мальчики.

Техник-технолог ковочно-штамповочного производства, и также инженер-системотехник АСУ.

Убежден, что добро, истина, любовь, нравственная чистота, сочувствие ведут к Жизни (и даже вечной), а зло, ложь, ненависть, разврат, равнодушие ведут к смерти как временной, так и вечной.

Хотелось бы это донести до каждого человека, заблудившегося в разнообразии страстей, тонко замаскированных под «нежные чувства», доводящих человека до откровенного разврата и неприкрытого беззакония.

Пробую.

8,5 лет работы в Церкви. Из них 9 лет клиросного послушания, 7 лет огласительных бесед с крещаемыми, 4,5 года участия в выпуске газеты «Верую!», 2 года работы в редакционно-издательском отделе Комитета по молодежной политике администрации Иркутской области, участие в организации и проведении семинаров, форумов, съездов, лекториев, выпуске брошюр, буклетов и прочей печатной продукции.

Участник IV, V и Х Рождественских чтений.

Много начинаний – мало результатов.

Люблю музыку – духовную, лирическую, народную.

Люблю природу, особенно когда можно совместить приятное с полезным.

Люблю живопись. Восхищает тонкая, четкая, ясная, изящная, законченная, светлая (по характеру) графика.

Люблю красоту, гармонию, порядок.

Особенно люблю красивые, чистые, человеческие души, согревающие всех своим непостижимым внутренним теплом.

Мечтаю о красоте потерянного Рая, юже глаз не видеша, ухо не слышыша и на сердце не взыдоша.

Мечтаю о Святой Руси, хотя болею всеми язвами греха: думаю одно, говорю другое, делаю третье. Но надеюсь, что хотя могила горбатого исправит.

Не люблю равнодушия и лести.

Согласен, что «образование без духовности – меч в руках сумасшедшего».

Уверен, что если не отстаивать свободу добра, даже с мечом в руке, можно попустить свободу зла и его безраздельную над человеком власть смерти.

Сплю и вижу себя воином. Чешутся руки и язык, но поскольку руками нельзя, придется оттачивать искусство владения языком.

Жалею, что в сутках 24 часа и из этого приходится достаточно много выделять на «техническую» (т.е. телесную) сторону.

Чем успеваю, тем и занимаюсь. Сначала – необходимым, потом – любимым. Много не успеваю, еще больше обещаю, надеясь, что когда-нибудь все-таки доберусь.

Хочу видеть вас как читателями, так и авторами газеты «Верую!» и Интернет-проекта «ВЕРУЮ!», осуществляемого совместно с моим другом и соратником – журналистом Артуром Даном (aldan2000@pisem.net).

Жажду вашей поддержит и помощи.

Надеюсь в каждом из вас увидеть доброго друга, надежного соратника, брата и сестру во Христе, объединенных идеалами любви, добра красоты и Вечной Жизни.

 

Сочинения первокурсников

 

Комментарий автора-преподавателя: Честно говоря, автор, как  и большинство преподавателей, перечитал и переслушал сотни самопредставлений. Не наскучило ли? Напротив – в каждом открывается новый человек, индивидуальность, личность, образ Божий. Но представление представлению рознь. Хотя формальных отписок на риторическом семинаре почти не бывает, но стиль личности, ее оригинальность, своеобразие, интерес к человеку рождаются тогда, когда у автора-оратора появляются его собственная идея, замысел, не похожий на соседа, когда отверзаются врата разума и человек заявляет о себе скромно и без боязни: вот я таков (или я такова!)…

Есть и некая стилистическая тайна творчества, когда текст вдруг начинает жить, когда вдруг заиграет и заволнует каждое найденное слово, когда слова встали на свои места и значим каждый оригинально найденный суффикс…Такому поиску способствует вся организация работы над текстом. Например, в письменном представлении желательны картинки, фотографии, рисунки, игра цветом, фломастерами – для красоты? Нет. Существует таинственная связь «упора пера в бумагу», моторики, внешнего оформления текста с его содержанием. Если вы приложите усилия для серьезного и оригинального оформления текста, то появится и соответствующее содержание. А там уже каждый автор решает сам, каким будет его сочинение: в содержании, цвете, фотографиях, рисунках, почерке и всех видах семиозиса, т.е. знаковых возможностях оформления текста.

И тогда один (или одна) начинает нумеровать свои высказывания – на двух страничках умещаются сто фактов биографии, другой (другая) не жалеет личных фотографий, третий разрисует  страницу разными цветами, четвертый – украсит сочинение ассоциативными картинками, вырезками из журналов. Фантазий при этом – несметное количество, и как нет похожих людей, так нет двух одинаковых сочинений. С сожалением я откладываю в сторону десятки из них, чтобы выбрать единицы, невольно задумываясь: ведь теперь эти первокурсники (или первокурсницы) 2005 года (сочинения извлекаются только «свежеиспеченные») – уже второ- или третье-, а там и магистранты, а там и… Но неизменна память о начале. Ведь первый курс… ах,  первый курс! – «тебя как первую любовь … сердце не забудет…»

 

***

Надежда Крутихина

Честь имею представиться! Меня зовут Надежда. Мои родители вовсе не хотели вложить в это имя всё, с чем они связывали мое будущее, как большинство обычно считает.  Да я и не привыкла думать, что оно что-то значит. Просто я люблю свое имя за то, что оно понятно, открыто, звучно, за то, что оно такое родное, славянское, русское, за то, что могу с гордостью его произнести.

Возможно, поэтому я так часто его и произношу – мне безумно нравится знакомиться с разными людьми. Повсюду: в магазине, в транспорте, на улице, даже в грохочущем, проглатывающем любой звук метро. Каждый человек по-своему интересен и я стараюсь найти в своем собеседнике изюминку: это может быть особый блеск глаз, или едва уловимая улыбка, или философская усталость в голосе. Новый знакомый – это всегда новые ощущения, новые открытия, очередное путешествие в мир человеческой души. Поверьте: нет на земле более занимательного увлечения, чем наблюдать, изучать, открывать для себя человека!

Кроме людей, я больше всего на свете люблю солнце. Люблю нежиться в его тепле, ласках и подставлять его лучам свое лицо, отчего оно потом всегда обгорает. Обожаю смотреть на солнце и жмуриться до слез, невольно расползаясь в улыбке. Люблю в солнечный день покинуть непросительно затянувшуюся лекцию и чтобы друзья оказались рядом; люблю, когда солнце в бутылке шампанского отражается в каждом пузырьке тысячами маленьких солнц и щекочет в носу. Люблю его, потому что оно – жизнь, так пусть «всегда будет солнце!»

 

***

Анна Лукина

Дорогие друзья, честь имею представиться!

Вместе мы уже год, и кое-что вам обо мне известно, но многого вы не знаете. Поэтому хочу поведать кое-что о моем «я» - какое оно…

Мое имя, как оно записано в суровых официальных бумагах, – Лукина Анна Игоревна. В нашей семье получилось очень интересно с женскими именами: я – Аня, мою бабушку звали Анной, и ее бабушка тоже была Анной. Долгое время я думала, что назвали меня так специально, развивая семейную традицию, но оказалось, что имя было дано мне мамой, и, если так можно сказать, с ее «первого взгляда».

Анна… Какое-то очень серьезное и слишком взрослое имя у меня. Наверное, оно в определенной степени повлияло на мой выбор жизненного пути, когда школьные двери захлопнулись за мной и я задумалась: «Что же делать дальше?» Пути было два: живопись и литература. Но любовь к Слову оказалась сильнее тяги к изобразительному искусству, хотя эта самая тяга не умерла, но живет во мне до сих пор, не дает покоя, манит в музеи к картинам великих мастеров. Хочу стоять и смотреть, вбирать в себя все очарование, всю магию и силу графики, живописи. И что самое интересное: я не гадаю в чем секрет художника – я его знаю.

Еще я знаю, что ничего этого не было бы, если бы не мои мама и папа. Именно они дали мне все то, чем я обладаю сейчас, все, что делает меня такой, какая я есть. Пусть это звучит банально, избито, смешно, но я очень люблю своих родителей, чувствую неразрывную связь с ними, не представляю себя без своей семьи. Мой дом – моё всё.

Наверное, поэтому я не люблю уезжать из дома и каждый раз с нетерпением жду возвращения туда, где думают обо мне, где меня всегда поймут и поддержат.

Говорят, я домоседка. Но что может быть лучше чашки теплого домашнего чая, когда на улице слякоть, с хмурого неба льется вода! Сидишь в глубоком кресле, завернувшись в плед, пьешь потихоньку обжигающий чай и кажется, что нет на свете никаких тревог, волнений, сует… А какая радость, когда вдруг через косматую тучу пробьется лучик солнца, такой весёлый, яркий, ослепительный! Люблю такие моменты больше всего, просыпается во мне созерцающий живописец. Стоит он, смотрит и наслаждается, но не пишет. «Лентяйка», - сказал бы мой учитель рисования…

Вот так выглядит моя вторая сторона, которую вы, дорогие друзья, не знали раньше. Конечно, я рассказала не все, но ведь у нас с вами еще как минимум три года впереди!..

 

***

Татьяна Власова

Так говорит Господь: воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь. Иеремия 33: 2,3.

Здравствуйте!

Меня зовут Власова Татьяна Сергеевна. Я учусь на первом курсе филологического факультета Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина. Мне 17 лет. Я очень жизнерадостный, активный и позитивный человек. Иногда мне даже кажется, что внутри меня находится вечный двигатель. Мне всегда чего-то не хватает, я куда-то спешу, к чему-то стремлюсь. Многие люди спрашивают: зачем тебе это надо? Но я уверена, что нужно не уставать делать добро, пока мы молоды, активны, полны желаний, сил и уверенности. Наверное, один человек не сможет изменить мир, но разве это повод опускать руки?! Человек всего лишь капля в море, но не будет капель, не будет и моря. Когда же еще и мечтать о великом, как не в 17 лет?

Сейчас мы студенты, мы молодежь, за которой будущее. От каждого из нас зависит, каким оно станет.  Кажется, улыбнешься миру - и мир улыбнется в ответ, хотя, возможно, и не с первого раза. Но в любом случае добро всегда возвращается к человеку, оно не исчезает бесследно.

Совсем недавно я научилась доверять людям. Это чудо! Как же важно, чтобы в жизни были люди, которым доверяешь абсолютно, которые всегда поймут, примут и защитят. Я не знаю, есть ли такие люди в вашей жизни, но в моей жизни есть такая «команда». Вместе мы сила, мы едины.

Я благодарна Богу за свою жизнь. Я ничего бы не стала менять, ведь отрицательный опыт тоже опыт. Спасибо за то, что я падала, спасибо за то, что смогла подняться, спасибо за родных и друзей, спасибо за то, что я русская, что я родилась в России, в этой удивительной и непредсказуемой стране, такой большой и необъятной, но неизмеримо русской. Я рада, что с гордостью могу сказать: я – русская, я люблю свою Родину!

В каждом из нас есть своя изюминка, своя маленькая искорка, и разгорится ли она, зависит только от нас. Несите свет в этот мир. Зажигайте сердца других, а я всего лишь человек, который на Господа возлагает надежду свою. Благодаря Ему я живу, я существую.

А сейчас я расскажу, что я люблю. Я люблю ехать в дождливый день в автобусе по вечерней Москве и видеть за окном маленькие кадры из фильма о чужой жизни. Я люблю летом бегать босиком по теплым лужам, вдыхать аромат недавно скошенной травы. Я люблю долгими зимними вечерами сидеть рядом с бабушкой и слушать бесконечные истории из ее жизни.

А теперь что я не люблю. Я не люблю, когда вокруг меня слишком шумно, когда ссорятся близкие люди. Я не люблю равнодушных, ведь с их молчаливого согласия совершаются все преступления.

Спасибо за внимание!

 

***

Кристина Шишина

Пятница – день любви. Я родилась в пятницу. И теперь на развалинах посткоммунистического пространства растет и развивается дитя любви и солнечного света. Это главное, о чем я хотела бы заявить. Остальное – условности.

Вы хотите знать мое имя? Оно тоже условно. Имена придуманы для того, чтобы, потеряв кого-нибудь в толпе, можно было во весь голос крикнуть это имя,  отыскать потерявшегося, взять его за руку и не отпускать больше никогда… Но я сейчас стою перед вами, или вы держите в руках мою работу. Вы знаете меня в лицо. Моя работа подписана. Таким образом, я для вас не затеряна. Совсем другое дело, что я сама себя порой не могу отыскать в огромном пыльном пространстве бытия.

Так вот. Я родилась. С тех пор прошло восемнадцать лет и несколько недель. Я оглядываюсь назад и понимаю, что еще ничего не успела. Слишком много прочитано, мало написано и еще меньше сделано.

Но я горжусь. Горжусь людьми, любящими меня и любимыми мной. Моя мама – учитель русского языка и литературы. Мой папа – художник. Я похожа на папу. И этот печатный шрифт, которым я пишу свою работу, у меня тоже от папы. Я часто ссорюсь с мамой, но она меня любит, потому что я похожа на папу (ведь изначально она любит папу!). Кроме того, я ее дочь - она не может меня не любить. У меня есть сестра. Она пианистка. Еще два года назад Ангелина (правда, хорошее имя?), романтичная и мечтательная, садилась за рояль, и ее тонкие пальцы касались клавиш. И рождалось нечто чудесное. Теперь она садится за рояль гораздо реже, а на колени к ней забирается и садится годовалый сын. У Ангелины есть муж. Это логично, когда есть сын и есть муж. Я их всех люблю.

Еще я люблю Москву, этот импульсивный город, люблю пока безответно, но страстно. Люблю солнце и раннюю весну. Люблю большие теплые лужи, в которых отражается томное небо.

Я не знаю, какая я. Говорят, что я избалованная, самовлюбленная и эгоистичная. Но в любом случае я хочу быть лучше, чем сейчас. Хочу быть правильнее и серьезнее. Я хочу построить новый прекрасный город. Я знаю, что «на моей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз … и не находят, что ищут».

Это плохо. Но я верю в лучшее человеческое начало, верю в любовь и в жизнь.

Мое главное занятие – писать. Когда я пишу, вернее, в те редкие моменты, когда у меня это получается и слова легко цепляются друг за друга, образуя неровные строчки, я поистине счастлива.

Больше я ничего не хочу о себе сообщать. У вас мало обо мне информации, зато создалось впечатление. Какое – я не знаю.

 

***