Занятие 1. Что есть риторика.

Первое публичное выступление  «Честь имеем представиться!»

 

Каков язык, такова и жизнь

 

 

Зачем нужна риторика?

 

 

 

Слово – “меч обоюдоострый»

 

 

Современные определения риторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классические

определения риторики

 

 

 

 

 Цель риторики

 

 

 

 

 Ритор

 

Вся человеческая жизнь связана с языком. Доброе и умное слово необходимо во всяком деле. Злые и конфликтные слова разрушают человеческие контакты, дела расстраиваются и человеческая жизнь приходит в нестроение.

Риторика нужна каждому из нас, чтобы овладеть убедительной и выразительной речью. При этом надо помнить о том, что язык “опасен” для человека, а само Слово дано не для красивого многословия, а для умного и благожелательного общения.

Слово должно служить добру, но может быть использовано и во зло. Ищите такое Слово, которое  “объединяло бы людей, а не разобщало” (Л.Н.Толстой).

 

Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах.

Риторика – искусство речи. Искусство развивает умения, совершенствует способности и таланты, которые есть в каждом человеке. Занятия риторикой помогают овладеть речевым мастерством – со временем вы будете владеть речью все лучше и совершеннее.

Риторика – учение об убедительной, украшенной, эффективной и уместной речи. Это главные качества совершенной речи, но их ряд можно продолжить. Каждый из вас пусть формирует свой индивидуальный идеал – свой образ оратора, человека, в совершенстве владеющего речью.

Риторика – наука о речевых коммуникациях всего общества. Разные виды речи будем изучать и мы. Слово сопровождает нас повсюду, поэтому будем изучать речь повсеместно: как вести бытовую беседу, как выступать на собрании, как корректно победить в споре, как писать документы и письма, наконец, почему такую роль играют сейчас телевизор и компьютер – ведь они тоже  “речедеятели”.

Риторика – учение о воспитании личности через речь. Только с помощью слова возможны научение, передача знания, педагогическое общение. Слово – инструмент воспитания и образования человека.

 

Аристотель: «Риторика – искусство находить способы убеждения относительно каждого предмета».

М.В.Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Н.Ф.Кошанский, учитель Пушкина: «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли».

 

Цель риторики – «раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление».

Риторика направляет  ум и нравственность человека, а “уча выражать изящное в словах, возбуждает в душе учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному” (Н.Ф.Кошанский).

 

Ритор – участник речи (устной и письменной), создающий аргументативные высказывания для убеждения аудитории.

 

Манифест ритора

 

Назовем условно «Манифестом» основные положения и советы, которым должен следовать ритор в своих речах. Такие советы и рекомендации традиционно предлагаются в учебниках риторики и культуры общения. Прочитайте внимательно и обсудите с коллегами-друзьями  данные положения, либо согласившись с ними, либо опровергнув. Обоснуйте в каждом положении ключевые слова, объяснив ваше понимание этих слов. [Это и последующие задания данного фрагмента выполняются по желанию]

1.     Ритор – прежде всего достойный человек, добивающийся речевого успеха честным путем и открытыми доказательствами.

2.     Красноречие слагается из многих знаний и стараний, поэтому ритору требуется вдохновение и стремление к знанию.

3.     «Основания красноречия суть страсти» (М.М.Сперанский), поэтому ритор тренирует волю и наводит на аудиторию нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и энергичное общение.

4.     Ритор шлифует ум и сознает, что «богатство языка есть богатство мыслей» (Н.М.Карамзин).

5.     Риторика – не краснобайство, она требует подготовки, эрудиции, опыта и тренировки.

6.     Всякую речь, которую ритор произносит публично, он предварительно готовит или продумывает.

7.     Ритор старается говорить спокойно и уверенно, достаточно громко и отчетливо, владея собой и аудиторией. Если ритор проигрывает, то проигрывает достойно.

8.     Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а не к бумажке, на которой написан текст его выступления.

9.     Ритор говорит только то, что думает. При этом он всегда думает, что говорит, хотя и никогда не говорит всего, что думает и может сказать.

10. Телодвижения ритора естественны и не отвлекают внимания слушателей. Его мимика и жесты сдержаны и оправданы – он пользуется ими только в случае необходимости.

11. Свое отношение к предмету речи и эмоциональную оценку ритор выражает голосом. Голос – средство выражения эмоции и отношения к предмету речи.

12. Пауза и деление речи на такты - великое проявление мастерства. Пауза выделяются наиболее значимые слова и формулировки, именно в паузу воспринимается речь. Долой пулеметность речи!

13. Ритор употребляет только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений.

14. Он произносит речь не словами, а фразами. Его фразы связаны и каждая из них завершается четко и ясно.

15. Ритор стремится интонировать свою речь – и делает это естественно и умеренно.

16. Он не заливается соловьем – говорит для людей, а не для самовыражения, поэтому контролирует реакцию аудитории, фиксирует заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Старается видеть и реагировать.

17. Реплик из зала ритор не боится и реагирует по обстоятельствам, не давая втянуть себя в дискуссию. Он должен сказать все, что намеревался.

18. Завершение речи ритора энергично и оптимистично. Подъемом голоса и завершающей интонацией он показывает, что сказал все, что хотел сказать и не забудет поблагодарить вас за внимание.

19. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не мучает людей своими речами. Ведь речь насильно действует на организм слушателя - предел этому насилию должен быть положен своевременно.

 

Задание:

1.     Назовите 3 пункта Манифеста, которые  представляются вам наиболее полезными.

2.     Какие из советов представляются вам спорными?

3.     Добавьте собственные советы.

Цветник мыслей.

 

Приведенные ниже мысли можно было бы назвать полезными высказываниями, афоризмами, крылатыми выражениями. Объединяем их названием «Цветник мыслей» подобно тому, как прежде на Руси назывались рукописные сборники “Цветник” или “Пчела”. Как пчела собирает мед с цветков, так книжник собирает изречения, афоризмы, притчи, суждения мудрецов. Это делается и с целью просвещения ума, и для того, чтобы использовать в будущей речи.

Воспользуйтесь этим классическим способом умственного просвещения: подобно “Пчеле”, собирайте афоризмы, крылатые выражения, чтобы в нужную минуту извлечь их из копилки памяти и воспользоваться советами ученых, философов, мудрецов.

Прокомментируйте и развейте основные мысли и понятия.

 

ü    Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование. …Ведь для красноречия необходима особенного рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение обильным, запоминание – верным и прочным. А наука может в лучшем случае разбудить или расшевелить эту живость ума; но вложить ее, даровать ее наука бессильна, так как все это дары природы.

ü    Я полагаю, что красноречием можно овладеть лишь сравнявшись в знаниях с образованнейшими людьми… Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.

ü    Красноречие руководствуется вкусами слушателей… /Цицерон/

ü    Риторика не может быть просто сноровкой и угодничеством, а должна быть сознательно проводимым искусством насаждения благих чувств. Риторика, по мысли Платона, есть творческая деятельность, которая воплощает высшую справедливость в человеческом обществе при помощи последовательного приведения всех низших страстей в стройное и упорядоченное состояние. /А.Ф.Лосев о Платоне/

ü    Красноречие бывает истинное и мнимое. Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются…/Н.Ф.Кошанский. Общая реторика. 1829/

ü    ...Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достигнуть. /А.Ф.Кони/

ü    Красноречие, вероятно, наиболее редкий,  равно  как и самый изящный из всех талантов. /Л. Вовенарг/

ü    Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего. /Л. Вовенарг/

ü    Природа делает человека красноречивым, когда у него большой интерес или большая страсть. /Ф. Вольтер/

ü    Истинное красноречие – это умение сказать все, что следует, и только то, что следует./Ф. Ларошфуко/