Покровская презентация

В среду 14 октября, на православный праздник Покрова пресвятой Богородицы, в католическом культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация небольшой книги «Лекции по истории религии» директора «Центра Церковь и международные отношения», профессора кафедры философии МГИМО Андрея Борисовича Зубова.

Зал на пятьдесят человек был полон. Пришедшим вовремя приходилось искать дополнительные стулья, чтобы оказаться в числе слушателей и собеседников профессора Зубова. Представитель православного издательства «Никея» и по совместительству алтарник того же храма, что и Андрей Борисович, Владимир Градусов представил аудитории автора книги и как-то сразу задал особое направление дискуссии – повел речь не об истории самих религий, но о времени освобождения Церкви в России от коммунистического плена. Он посетовал, что в начале 1990-х годов, когда профессор Зубов читал в Екатеринбурге свои лекции (ныне частично опубликованные «Никеей»), Русская Церковь очень мало занималась миссионерством, а потому в определенной мере было упущено время самого большого в российском обществе внимания к религиозной проблематике.

В ответ Андрей Борисович решил напомнить аудитории историю подсоветской РПЦ и времени, когда она обрела свободу. Каждое слово профессора о советском обществе и власти, о гонениях на верующих, об удивительной общности и взаимной поддержке между гонимыми разных религий и конфессий слушатели встречали с одобрением, как бы кивая головой картинам прошлого, ожившего в их воспоминаниях (в зале в основном были представители старшего поколения). Было понятно, что, если они и не знали деталей, которые раскрывал профессор, то безошибочно распознавали в них дух той эпохи, когда, по признанию Андрея Борисовича, он, стоя у развалин православных храмов, чувствовал себя одним из последних римлян в захваченной и поруганной варварами империи.

Здесь же профессор выступил в защиту миссионерства РПЦ начала 1990-х годов. По его мнению, проповеди среди нецерковных и просто неверующих людей было не так уж и мало, с учетом того, в каком разгромном состоянии коммунистическая власть оставила Русскую Церковь. Как отметил директор «Центра Церковь и международные отношения», в первые месяцы преподавания в семинарии Троице-Сергиевой лавры он не мог понять, кто там притворяется чекистом, а на самом деле служит Богу, а кто лишь гэбист, пытающийся выглядеть православным.

После справедливых замечаний представителя «Никеи» о популярности Андрея Борисовича в СМИ и его лекций по истории религии в Интернете, профессор отметил, что это вовсе не его заслуга, но так сказывается милость Божия. По признанию профессора, у него нет никакого религиоведческого образования (да и как можно было его получить в советское время?), а сам курс лекций Андрей Борисович начал составлять буквально на ходу и читать «прямо с колес». Когда профессор получил приглашение преподавать в семинарии Троице-Сергиевой лавры, ему приходилось срочно осваивать все доступные источники и литературу по истории религий, прочитывая необходимые книги за неделю до новой тематической лекции или семинара.

К концу встречи Андрея Борисовича попросили рассказать о том, как он сам пришел к вере в Бога, стал церковным человеком. И профессор, не таясь, поведал, о тех чудесах, которые сопровождали его на этом пути: подаренная тетей Библия; философское умозаключение о том, что любое действие и процесс имеет свою цель, лежащую за его пределами (так же и жизнь); по ошибке выданный ему из спецхрана Ленинской библиотеки богословский сборник, а в нем статью о Троице знаменитого мыслителя Владимира Лосского. Далее было знакомство «на картошке» с верующим коллегой по Институту востоковедения Всеволодом Семенцовым, который привел его к отцу Георгию Брееву, затем девятимесячное оглашение и крещение в храме за закрытыми дверями. Только через год выяснилось, что первое церковное таинство было для Андрея Борисовича вторым – в детстве его тайно крестила няня Марфуша.

После окончания официальной части встречи к Андрею Борисовичу выстроилась очередь желающих получить автограф на форзаце книжки. Пока гости презентации усиленно торили народную тропу к профессору МГИМО, осчастливленные подписью слушатели обильно насыщались фруктами и орешками в другом конце зала. Со стороны подписывание книжек казалось какой-то форменной пыткой. Не давая самому профессору поесть, люди битый час получали автографы у знаменитого религиоведа. Одна пара даже истребовала у профессора восемь подписей, для всех членов семьи и близких друзей.

 

Вадим Сергиенко, Любовь Пасякина

Сайт управляется системой uCoz