Варфоломей Базанов

 

Понятие о Церкви

 

Слово "церковь" происходит от глагола «эккалео" что означает "собирать, вызывать". В древних Афинах "экклесией" называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Для того чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям.  В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих "род избранный" (1Пет. 2, 9). Свт. Кирилл Иерусалимский ("Огласительные поучения, бес. 18) говорит, что "Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает".

Господь Иисус Христос определения Церкви нам не оставил. Давая нам понятие о том, что есть Церковь, Он говорил образами. Примеру Спасителя следовали

и апостолы, и Отцы Церкви. Перечислим основные библейские образы Церкви:

— образ виноградной лозы и ее ветвей (Ин. 15, 1—8);

— образ пастыря и стада (Ин. 10, 1-16);

— образ строящегося здания (Еф. 2, 19—22);

— образ дома (1 Тим. 3, 15; Евр. 3, 6);

— образ брачного союза (Еф. 5, 32). С этим образом связано наименование Церкви "невестой Христовой" (Еф. 5, 23; 2 Кор.11, 2);

—образ Церкви как града Божия (Евр. 11, 10);

—образ Церкви как матери верующих (Гал. 4, 26).

— образ главы и тела (Еф. 1, 22-23). Когда мы говорим о Церкви как о Теле, то имеем в виду, что в некотором глубинном смысле Церковь есть прославленное и обоженное человечество воскресшего Христа и все, мы, составляющие Церковь, принадлежим к ней в силу нашего участия в жизни этого прославленного человечества, этого тела. Конечно, этот образ очень глубоко проникает в сущность Церкви, но есть некоторые моменты, которые заставляют нас воздержаться от того, чтобы рассматривать его в качестве

исчерпывающего определения Церкви даже в земном ее аспекте.

Что значит дать определение того или иного предмета? Дать  определение — это прежде всего достаточно четко очертить границы предмета. По отношению к Церкви определить границы достаточно сложно. По существу мы подлинно не знаем, где  находятся границы Церкви, ни Св. Писание, ни отцы Церкви  с абсолютной точностью этого не определяют. Можно точно  указать, где Церковь есть, но не всегда можно указать, где ее  нет. Далеко не всегда мы можем определить, кто принадлежит к Церкви, а кто не принадлежит.

Например, представители некоторых инословных сообществ: католики, монофизиты, несториане — принадлежат они к Церкви или нет? С одной стороны, очевидно, что они находятся вне видимой ограды Православной Церкви и называть эти сообщества "церквами" в том смысле, в каком мы усвояем название "Церковь" Православной Церкви, нельзя. И в этом смысле можно говорить, что они находятся вне Церкви. С другой стороны, очевидно, что они все-таки находятся в каком-то отношении к Церкви, поскольку в этих сообществах мы признаем действительность таинств, по крайней мере некоторых. Признаем мы в этих сообществах и апостольское преемство, ибо клирики этих церквей принимаются в общение Православной Церковью только через покаяние, без перерукоположения. Но могут ли апостольское преемство и таинства существовать вне Церкви? Очевидно, что нет. Всякий грех отделяет человека от Церкви, но всегда ли возможно указать, где та мера греховности, по достижении которой человек невидимым действием суда Божия отсекается от Церкви.

Таким образом, таинственная жизнь Церкви до конца не вмещается ни в какие точные формулировки.

Итак, Церковь в ее земном аспекте:

1. Есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

2. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

4. Общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом.

 

Основание Церкви Господом Иисусом

Христом

 

Иисуса Христа называют Основателем Церкви, но это наименование прилагается к Спасителю совершенно не в том смысле, в каком оно употребляется по отношению к основателям других религиозных обществ. Каким образом обычно появляется то или иное религиозное общество? Является некая религиозно одаренная личность, которая подчиняет своему влиянию других людей, предлагает некоторое учение, которое может привлечь большее или меньшее число адептов. Так было, например, с Буддой, с Магометом, с Иоанном Береславским, и т. д. Однако Христос основывает свою Церковь совершенно иным образом. Свщ. Писание говорит, что Господь приобрел Себе Церковь

"Кровию Своею" (Деян. 20, 28). Христианская Церковь созидается не учением, не повелением и даже не Божественной силой Господа, как, например, община  ветхозаветная, а создается из Самого Господа Иисуса Христа, Который явился краеугольным камнем, на котором и строится Церковь. Поэтому Христос не только Основатель Церкви, но Он есть сама Церковь, которая строится на Теле Господа Иисуса Христа, строится из Самого Его Тела. Именно в этом состоит принципиальное, коренное отличие христианства от всех иных религий. Для всех остальных религий личность основателя имеет второстепенное значение.

Например, убежденных буддистов личность самого Будды, подробности его земной жизни интересуют достаточно мало.  Для христиан, напротив, самое главное - это Личность Господа нашего Иисуса Христа.

 В силу этого христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что посвоему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение, так как Господь не только основал Свою Церковь, но и реально, хотя и невидимо, пребывает и пребудет в ней "во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20).

Христос - краеугольный камень церковного здания, но всякое основание здания только в том случае имеет смысл, если здание строится. Церковь есть Тело Христово, но каждое тело, каждый живой организм должны расти и развиваться.

Церковь Христова создана не по велению Божию, не внешним действием Божественного всемогущества, но непосредственно через Искупление и освящение людей; Христос основал Свою Церковь реальным обитанием в ней Своим и Духа Святого. Вследствие этого Церковь имеет две неразрывные стороны. С внутренней стороны Церковь есть сокровищница благодати и истины, с внешней - это общество людей, живущих на земле, общество, существующее и развивающееся в земных условиях

 

Состав Церкви

 

Помимо всех верующих во Христа, живущих на земле к Церкви принадлежат все, скончавшиеся в вере. И в третьих, к Церкви принадлежат и Ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. 1-е стадо: скончавшиеся в истинной вере и святости люди и Ангелы, ибо Бог "положил все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10).

"Он есть глава тела Церкви, Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол.1, 18—20). An. Павел обращается к христианам: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу" (Евр. 12, 22-24).

Второе стадо-«Церковь воинствующая» - верующие люди, живущие на земле.

 

Цель и назначение Церкви

 

Евангелие говорит, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, был послан в этот мир Отцом, чтобы "взыскать и спасти погибшее". Так говорит о цели Своего служения Сам Господь (Мф. 18, 11). Под погибшим здесь имеется в виду всё человечество, все потомки Адама. Таким образом, цель состоит в приведении всего человечества в Царствие Божие. Именно с той целью и основана Церковь для продолжения совершенного Христом дела спасения человеческого рода, чтобы в ней через усвоение плодов Искупления обрели спасение все, его ищущие.

Говорить о цели бытия Церкви можно двояким образом. С одной стороны, есть цель, которая состоит в достижении полноты церковного тела, достижение такого состояния, о котором говорит ап. Павел: "...да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15, 28).

С другой стороны, можно выделить цель которая состоит в том, чтобы привести в Церковь спасенное и искупленное Христом человечество, т.к. необходимо просветить людей светом Христовой веры, привести их в Церковь, объяснив, что спасение возможно только через Церковь. Необходимо, чтобы Господь "прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2, 47). В Свщ. Писании Нового Завета имеется ряд образов количественного роста церковного тела. Например, "Церковь растет возрастом Божиим" (Кол. 2, 9) или "Церковь возрастает в Святый Храм в Господе" (Еф. 2, 21).

Ещё одна  цель — это качественный рост верующих.

 

Необходимость принадлежать к Церкви для спасения

 

Св. Писание прямо говорит, что спасение возможно только во Христе (Деян. 4, 12): "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". Без соединения со Христом невозможно принести никакой добрый плод. Поучение Спасителя о лозе и ветвях заканчивается словами: "...без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет..." (Ин. 15, 5-6).

 Однако эти высказывания, которые говорят о невозможности спасения без Христа, еще сами по себе не доказывают невозможность спасения вне Церкви. Кого или что спасает Господь? Апостол Павел говорит: "...Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5, 23). О необходимости находиться в единении с главой и быть членом церковного тела напоминают и другие слова апостола: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол. 2, 18—19)

 О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все экклезиологические образы Нового Завета: лоза и ветви, краеугольный камень и строящееся на нем здание, образы дома и семьи, пастыря и единого стада.

 Из этих высказываний можно сделать вывод — Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое тело. И каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Иными словами, спасение наше осуществляется не на основании заключения индивидуального "контракта" о спасении, но через вхождение в Вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови.

Таким образом, спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в таинствах, прежде всего, в таинстве Евхаристии: "...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 53-54). Относится это и к другим таинствам, например, к Крещению: "...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Таинства, посредством которых мы соединяемся со Христом, естественно, возможны только в Церкви, которая сохраняет апостольское преемство.

Говоря, что спасение невозможно вне Церкви, невозможно не задаться вопросом о судьбе людей, находящихся вне Церкви.  Очевидно, что люди, находящиеся вне Церкви, не представляют собой единое целое, но являются некой недифференцированной массой; существуют различные категории таких людей, и говорить о судьбе принадлежащих к каждой из них нужно отдельно.

 1)Что касается вероотступников, а также тех, кто сознательно противится Богу и Истине, то они, согласно Св. Писанию, лишают себя надежды на спасение. О вероотступниках ап. Петр говорит, что они "...отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2,

2) Что касается остальныхо по этому вопросу существует три точки зрения.

Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному Богу. Рамакришна: "Тот, кто есть Кришна, в то же время - и Шива, и Божественная мать, и Христос, и Аллах" (Провозвестие Рамакришны. СПб. 1914. С.20). - Этим взглядом упраздняетя необходимость пришествия Христова, обессмысливается Его Жертва.

Формально-канонический: для спасения безусловно необходимо быть членом видимой Церкви, принадлежность к которой осуществляется через принятие ее веры, таинств и правил (канонов) жизни. Все неправославные погибнут. - Эта точка зрения противоречит факту спасения Жертвою Христовою как тех святых мучеников, которые не смогли принять ни Крещения, ни Евхаристии, так и всех ветхозаветных праведников. Но ветхозаветная эпоха продолжается для всех тех людей и народов, которые не услышали проповеди Евангелия (напр., Русь в первом тысячелетии; Америка до Колумба; множество современных людей).

Сотериологический: "Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем'" (Мф. 12,31-32). Христос есть "Спаситель всех человеков, а наиболее верных"(1Тим.4;10). "Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал, некогда непокорных ожидавшему их Божию долготерпению"(1Петр; 18-20). Сошествие Христа в ад - это акт вневременной, потому Христос стал доступен для всех, сходящих туда. Отсюда, всем тем, которые по объективным причинам не приняли Православия, но не похулили Духа Святого и сделались способными увидеть и восчувствовать свою несамобытность, греховность, неспособность стать нормальным человеком без помощи свыше, сохраняется возможность вхождения в Церковь путем ветхозаветного человечества.

 

 

 

 

Литература.:

 

Арсеньев Н.С. В исканиях Абсолютного Бога (из истории религиозной мысли античного мира). М. 1910.

Афанасий Вел., св. Слово на язычников. Слово о Воплощении Бога Слова. //Твор. Т. 1.Сп.-Троиие Сергисва Лавра. 1902.

Булгаков С. Тихие думы. M.I 918.

Введенский А.И. Религиозное сознание язычества. М. 1902.

Глаголев С.С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков. 1900.

Григории Богослов, свят. Творения.П-Ш. М. 1889.

Зелинский Ф.Ф., проф. Характер античной религии в сравнении с христианством/Русская мысль. 1908. февраль.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 1-2. M.I 993.

Иоанн Златоуст, св. Творения.T.I.Кн.2. СПб. 1895.

Ириней Лионский, св. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн.1У. СПб. 1900.

Иустин, св. Философ и Мученик. Сочинения. М. 1892; М. 1995.

Кудрявцев П. К вопросу об отношении христианства к язычеству. ТКДА.1903.5.

Рождественский Н.П.,проф. прот. Критико-сравнительный обзор естественных религий и определение их отношения к христианству. //Христианская апологетика.2.СПб.1893.

Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М. 1996.

Феофан (Говоров), св. Толкование первых восьми глав Послания св. ап. Павла к Римлянам. M. 1890.

Сайт управляется системой uCoz