ФГАОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РОССИИ»


ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан Факультета международной журналистики

МГИМО МИД России

_________________Я.Л. Скворцов

«___» ___________________ 201_ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ»

Направление подготовки

42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Квалификация

БАКАЛАВР

 

Очная форма обучения

 

 

 

Москва

2018


 

Оборотная сторона титульного листа

Рабочая программа по дисциплине «История Церкви» составлена в соответствии с требованиями ОС ВО МГИМО по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»

 

Автор программы: ________________ / В.В. Печатнов, доц., к. ист. н./

                                    

                                   

Директор НБ МГИМО им. И.Г. Тюлина __________________ М.В. Решетникова

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Кафедры философии
Международно-правового факультета МГИМО МИД России.

Протокол заседания №____ от «____» ______________ 201__ г.

Подпись зав. кафедрой: _________ /М.В. Силантьева/

 

 

 

 

Содержание

 

 

стр.

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

5

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов,  выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем  (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

5

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием  отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

6

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

15

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

15

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

28

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

29

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

29

11. Лист регистрации внесенных изменений

30

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенций

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

 

ОК-1

 

Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

Знать: основы классического христианского богословия 4-14 вв. и его понятийный аппарат.

Уметь: рассматривать важнейшие мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы с богословской точки зрения.

Владеть: подходом к осмыслению реальности с точки зрения христианского богословия.

ОК-5

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Знать: духовные мотивации жизни христиан основных христианских конфессий, основную церковную лексику на английском языке.

Уметь: грамотно общаться на русском и английском языках с представителями разных христианских традиций, в т.ч. на темы, касающиеся веры.

Владеть: церковно-историческим подходом к межкультурной коммуникации.

 

ДПК-1

 

 

Способность воспринимать базовые ценности мировой культуры и опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

 

Знать: основные ценности христианской культуры.

Уметь: опираться на христианские ценности в своем личностном и культурном развитии.

Владеть: навыками соотнесения христианских ценностей со своей личной жизнью.

 


 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История Церкви» предлагается в качестве курса по выбору, и относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули»). Полноценное усвоение дисциплины предполагает владение студентом базовыми знаниями в области мировой истории, естествознания и обществоведения, навыками логического мышления. Дисциплина изучается на 1 курсе бакалавриата в  1 и 2 семестрах (в соответствии с учебным планом).

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетных единицы,  144 академических часа.

3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Вид работы

Трудоемкость

Академические часы

Зачетные единицы

Общая трудоемкость

144

4

Аудиторная работа, всего:

в том числе:

66

 

Лекции

36

Практические занятия/семинары

30

Самостоятельная работа, всего:

в том числе:

78

Подготовка студенческих сообщений

50

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

28

Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

Зачет

 

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.

4.1. Разделы дисциплины  и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах).

Раздел/тема

Дисциплины

Общая трудоёмкость

(в часах)

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

 

аудиторные учебные занятия

самостоятельная работа обучающихся

Всего

лекции

семинары,

практические занятия

Раздел 1. Введение. Доконстантиновский период.

18

6

4

8

1

Тема 1.1. Предмет истории Церкви.

2

2

-

-

 

Тема 1.2. Первый век Церкви.

8

2

2

4

 

Тема 1.3. Гонения и гностический кризис (конец I III вв.).

8

2

2

4

 

Раздел 2. Церковь в империи.

56

18

12

26

1

Тема 2.1. Мир Церкви, арианство, каппадокий-ские отцы.

8

4

2

4

 

Тема 2.2. Перемены в жизни Церкви. Монашес-кое движение.

8

2

2

4

 

Тема 2.3. Христологи-ческие споры: несториан-ство и монофизитство.

10

4

2

6

 

Тема 2.4. Седьмой век и монофелитство.

8

2

2

4

 

Тема 2.5. Иконобор-чество и перемены в жиз-ни Церкви (VIII-X вв.).

8

2

2

4

 

Тема 2.6. Великая схизма и последний рас-цвет византийской Церк-ви.

8

4

2

4

 

Раздел 3. Западное христианство от поздней античности до XVIII в.

24

6

6

12

1

Тема 3.1. Западное христианство I: первое тысячелетие.

8

2

2

4

 

Тема 3.2. Западное христианство II: схолас-тицизм и "эпоха Возрож-дения".

8

2

2

4

 

Тема 3.3. Западное христианство III: Рефор-мация и Новое время.

8

2

2

4

 

Раздел 4. Православная Церковь в Новое время: проблема национализ-ма.

10

-

2

8

 

Тема 4.1. Церковь и эллинизм в греческом православном мире.

4

-

-

4

 

Тема 4.2. Православ-ная Церковь на Балканах в конце XVIII XIX вв.

6

-

2

4

 

Раздел 5. История Русской Православной Церкви.

20

4

4

12

1

Тема 5.1. Православие на русской земле I: киевский период и мос-ковский период (начало).

12

2

2

8

 

Тема 5.2. Православие на русской земле II: московский период (окон-чание) и синодальная эпоха.

8

2

2

4

 

Раздел 6. Христианство в ХХ веке.   

16

2

2

12

 

Тема 6.1. Обновлен-ческий раскол в Русской Православной Церкви.

4

-

-

4

 

Тема 6.2. Экуменичес-кое движение.

10

2

2

6

 

Тема 6.3. Вершины христианского монашес-кого опыта в ХХ веке. Силуан Афонский.

2

-

-

2

 

Итого по курсу:

144

36

30

78

4

 

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам.

 

Раздел 1. Введение. Доконстантиновский период.

Тема 1.1. Предмет истории Церкви.

     Специфика курса. Понятие "Церковь". Источники и литература.

 

Тема 1.2. Первый век Церкви.

     Книги Нового Завета как исторический источник. Самосознание первохристиан. Новый народ Божий. Начало организации Церкви. Авторитет апостолов. Любовь к Богу и ближнему как причина двойственного отношения к внешнему миру. Отношение к государственной власти.

 

Семинар 1.1. Подготовка сообщений на темы: "Самосознание первохристиан. Требования их веры", "Организация Церкви. Изначальный смысл понятий «авторитет» и «власть»", "Церковь и мир. Отношение древнейшей Церкви к государству".

 

Тема 1.3. Гонения и гностический кризис (конец IIII вв.).

     Национально-политическая религия Римской империи. Причины имперских гонений. Понятие "мученик". Судебные процедуры и "Акты" мучеников. Суть мученичества и его внутреннее вдохновение.

     Гностические системы. Система Валентина. Эоны. Первоотец, высшая и низшая София, Демиург. Роль Иисуса. Общие черты гностицизма. Причина неприятия Церковью. Апостольское предание и апостольское преемство. Результаты борьбы Церкви с гностицизмом.

     Покаяние в древней Церкви. Изначальное понимание святости и греха. Первоначальное отношение к "отпадшим". "Второе покаяние". Декийское гонение (сер. III в.). Позиция св. Киприана Карфагенского. Церковный собор 251 г.

 

Семинар 1.2. Подготовка сообщений на темы: "Мученичество: причина и суть", "Гностицизм: сущность, причина неприятия Церковью, результаты борьбы с ним", "Покаяние в древней Церкви (развитие понимания)".

 

Раздел 2. Церковь в империи.

Тема 2.1. Мир Церкви, арианство, каппадокийские отцы.

     Политическая эволюция Римской империи. Теократическая монархия. Духовная эволюция греко-римского мира. Обращение Константина Великого, восприятие этого Церковью. Миланский эдикт 313 г. и его смысл. Новые отношения Церкви и государства. Участие Константина в делах Церкви.

     Раннее тринитарное богословие. Арианство, его смысл для христианской веры. Никейский собор 325 г. (I Вселенский). Термин 'homoousios'. Богословские споры после собора 325 г. Тринитарное богословие Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Эволюция понятий "ипостаси" и "сущности".

 

Семинар 2.1. Подготовка сообщений на темы: "Мир Константина Великого для Церкви: приобретение, потеря или и то, и другое?", "Суть арианства и термин «единосущный (homoousios)»", "Святая Троица по учению каппадокийских Отцов".

 

Тема 2.2. Перемены в жизни Церкви. Монашеское движение.

     Вхождение в Церковь римского общества. Функции Церкви в империи в 4-6 вв., новые формы ее деятельности. Борьба с язычеством. Специфика церковно-государственных отношений в ранневизантийский период. Сохранение дохристианского теократического характера государства как причина вмешательства в церковные дела. Фигура и власть императора.

     Истоки христианского монашества. Причины возникновения монашеского движения. Антоний Великий. Иные формы аскетической жизни в древней Церкви.

 

Семинар 2.2. Подготовка сообщений на темы: "Перемены в жизни Церкви с IV в.: обмирщение или новое раскрытие вселенского самосознания?", "Монашество: истоки и причины возникновения", "Церковь и государство: преимущества и недостатки византийской модели (на примере IV – начала VI вв.)".

 

Тема 2.3. Христологические споры: несторианство и монофизитство.

     Введение в христологию. Смысл христологических споров. Богословские школы Александрии и Антиохии. Учение Нестория Константинопольского. Понятие "лицо" (prosôpon). Христология Кирилла Александрийского. Эфесский собор 431 г. (III Вселенский). Халкидонский собор 451 г. (IV Вселенский), его догматическое определение. Неприятие собора в Сирии и Египте. Роль в этом государственной политики и внутрицерковного соперничества. Монофизитский раскол и образование нехалкидонских Церквей.

Правление Юстиниана Великого (527-565). Формулировка "симфонии" между Церковью и империей (Новелла 6). Языческо-теократический абсолютизм государства и непризнание иноприродности Церкви как трагический изъян юстиниановой "симфонии". Церковно-государственная политика Юстиниана. Богословские попытки исцеления монофизитского раскола. Константинопольский собор 553 г. (V Вселенский), его догматическое определение.

 

Семинар 2.3. Подготовка сообщений на темы: "Суть спора между Кириллом и Несторием", "Причины монофизитского отделения", "Что нового в богословском плане дал V Вселенский собор по сравнению с IV-м?".

 

Тема 2.4. Седьмой век и монофелитство.

     Константинопольский патриарх Сергий и папа Гонорий. Моноэнергизм и монофелитство. Богословское понятие "энергия" (energeia). Софроний Иерусалимский. Максим Исповедник и его учение о природной и гномической волях. Выбор и свобода. Константинопольский собор 680-681 гг. (VI Вселенский).

Проблемы церковной жизни в Византии в VII в., их отражение в канонах Трулльского собора 691-692 гг. Складывание системы богослужений. Акафист, канон Андрея Критского. Рост почитания Божией Матери, его связь с формулированием христологических догматов.

 

 Семинар 2.4. Подготовка сообщений на темы: "Суть монофелитства и его богословское преодоление", "«Симфония» эпохи Юстиниана (527-565): теория и практика (на примере его правления)", "Богослужебное почитание Божией Матери в Византии в V-VII вв.".

 

Тема 2.5. Иконоборчество и перемены в жизни Церкви (VIII-X вв.).

     Предпосылки иконоборческого кризиса, его периодизация. Доводы иконоборцев и ответы иконопочитателей. Иконоборческий собор 754 г. Никейский собор 787 г. (VII Вселенский), его догматическое определение. Вторая фаза иконоборчества. Феодор Студит и патриарх Никифор. Восстановление" икон в 843 г.

Новый союз Церкви и империи после иконоборчества. "Эпанагога". Превращение империи из языческой теократии в государство глубоко христианское. Участие императоров в церковных делах, рост их власти. Империя как ценность для византийской Церкви. Изменения после латинских завоеваний в XIII в. Миропомазание императора.

Систематизация византийского богословия. Иоанн Дамаскин и "Точное изложение православной веры". Энциклопедизм и академическое богословие. Консерватизм и охранительные тенденции. Реакция в виде возврата к дохристианской философии. Византийский гуманизм.

Гимнографическое и богослужебно-уставное творчество. Октоих, каноны великих праздников, Триоди. Типиконы.

 

Семинар 2.5. Подготовка сообщений на темы: "Суть иконоборчества и его богословское преодоление", "Церковь и государство: характеристика византийской модели после преодоления иконоборчества", "Систематизация православного богословия в VIII-X вв. и ее значение".

 

Тема 2.6. Великая схизма и последний расцвет византийской Церкви.

     Культурное отчуждение между христианским Востоком и Западной Европой в результате варварских завоеваний V-VII вв. Возникновение языкового барьера. Складывание двух разных христианских цивилизаций. Различие в формах церковного устройства. Коллегия епископов и монархия папы. Возвышение папства в результате историко-политического развития Запада. Роль византийской церковной иерархии в упрочении папского верховенства. Конфликт между патриархом Фотием и папой Николаем. Богослужебно-бытовые различия.

     Теория папского верховенства. Эволюция толкования Матфея 16. 13-19. Идея папской власти до V в. Папа Лев Великий и идея вселенской духовной власти пап. Появление светкой власти пап (754 г.). "Лжеисидоровы декреталии" (IX в.). "Дарение Константина" (X в.).   Папа Лев IX.

     Filioque. История догмата, его недостатки. Патриарх Фотий против filioque. Внесение filioque в Символ веры папой Сергием в 1009 г. Попытки приближения filioque к православному вúдению.

     События 1054 г. Неокончательность разрыва. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. как завершение разделения.

     Спор между Варлаамом Калабрийцем и Григорием Паламой о природе Фаворского света. Исихазм. Различение сущности и энергий Бога. Богообщение и обóжение. Утверждение паламизма на константинопольских соборах XIV в. Исихастский "интернационал". Торжество исихазма и "возрождение Палеологов". Николай Кавасила. Фрески, мозаики. Мануил Панселинос. Церковная музыка.

 

Семинар 2.6. Подготовка сообщений на темы: "Канонико-догматические причины разделения", "Исторические и богослужебно-бытовые причины разделения", "Учение Григория Паламы о сущности и энергиях Бога и его значение для православной сотериологии".

 

Раздел 3. Западное христианство от поздней античности до XVIII в.

Тема 3.1. Западное христианство I: первое тысячелетие.

     Древний Рим как колыбель западной цивилизации. Культурные особенности. Аврелий Августин. Свобода воли. Спор с Пелагием. Понятие "первородной вины" и учение о благодати и предопределении. Собор в Оранже (529 г.). Продолжение пелагианских споров. Иоанн Кассиан Римлянин. Фульгентий Руспский.

Варварские завоевания и христианизация завоевателей. Германская религиозность. Крещение короля Хлодвига (498 г.) и начало церковно-государственных отношений. Хозяйственная и административная деятельность как дополнительные обязанности духовенства. Власть короля. Институт частных церквей и светская инвеститура. Борьба пап против раздробления Церкви путем укрепления своей власти. Карл Великий и его церковно-государственная политика. Оттон Великий.

 

Семинар 3.1. Подготовка сообщений на темы: "Спор между Августином и Пелагием о свободе воли и предопределении и его продолжение в V-VI вв.", "Церковно-государственные отношения в Западной Европе в VIII-X вв. и их сравнение с византийскими того же периода".

 

Тема 3.2. Западное христианство II: схоластицизм и "эпоха Возрождения".

     Предпосылки схоластического богословия. Схоластический метод. Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Отношения разума и Откровения. "Реализм". Джон Дунс Скот. Концептуализм. Вильгельм Оккамский. Номинализм. Обоснование римско-католической церковной практики в трудах Александра Хельского и Фомы Аквинского. Учение об индульгенциях. Учение о чистилище и его эволюция в эпоху схоластицизма. "Сумма теологии".

     Итальянский Ренессанс. Ренессансный гуманизм. Данте Алигьери как поэт средневековья и предтеча гуманизма. Петрарка. Джованни Пико делла Мирандола. Северный Ренессанс. Христианский гуманизм. Изучение св. Писания и ранних Отцов. Джон Колет, Жак Лефевр Д' Этапль. Идеи церковных реформ. Эразм Роттердамский. Спиритуализация христианства.

 

 Семинар 3.2. Подготовка сообщений на темы: "Основные черты западного схоластического богословия и их значение", "Что нового привнес в западное христианство гуманизм эпохи Возрождения?", "Средневековые и гуманистические черты в «Божественной комедии» Данте Алигьери".

 

Тема 3.3. Западное христианство III: Реформация и Новое время.

     Римско-Католическая Церковь накануне Реформации. Мартин Лютер. Образование в номиналистической традиции. "Евангелический прорыв". Оправдание sola fides. Вера и дела. Значение лютерова учения об оправдании для нравственности. Sola Scriptura. "Канон" внутри канона. Писание и Предание Церкви. Реформация в Германии. Реформация в Швейцарии. Ульрих Цвингли. Воинствующий гуманизм. Очевидность св. Писания. Жан Кальвин. Учение об оправдании. Дела праведности. Освящение избранных. Предопределение. "Святая" Женева. Реформация в Англии. Радикальная Реформация. Значение протестантской Реформации. Религиозные войны в Европе, их значение.

     Католическая Реформация. Игнатий Лойола. Испанские мистики. Тереза Авильская, Иоанн от Креста.

     Новое время. Предпосылки нового мировоззрения в Западной Европе. Вера в разум. Деизм. Пять догматов "естественной религии". Герберт Чербери, Джон Толанд, Матфей Тиндаль. Джон Локк. Слабости деизма. "Просвещение". Вольтер. Секуляризация культуры. Кант.

 

Семинар 3.3. Подготовка сообщений на темы: "Учение об оправдании перед Богом у Лютера и Кальвина", "Что есть св. Писание и кто его авторитетный толкователь? Ответы вождей протестантской Реформации (Лютера, Цвингли, Кальвина) и православная точка зрения", "Деизм: суть и причины возникновения".

 

Раздел 4. Православная Церковь в новое и новейшее время: проблема национализма.

Тема 4.1. Церковь и эллинизм в греческом православном мире.

     Превращение византийского патриотизма в греческий национализм с Х в. Эллинизм как ценность. "Огречивание" болгар и паствы древних восточных патриархатов, его значение. Ситуация после турецкого завоевания. Слияние религиозного и национального в "Рум-милете". Подавление славянских автокефалий. Христианский патриотизм и языческий национализм. Фанариоты, их деятельность. Эллинизация Молдавии и Валахии. Megalē idea. Влияние революционных и националистических идей Запада. Идеал эллинской античности. Filēkē etaireia. Начало войны за независимость в Греции (1821 г.), роль в этом Церкви. Митрополит Патрасский Герман. Патриарх Константинопольский Григорий V, "мученик за нацию". Провозглашение независимости (1833 г.). Автокефальная Церковь. Разрыв с Константинополем. Подчинение Церкви государству. Константинопольский собор 1872 г.: осуждение филетизма. Провал идеи создания Турецкой Православной Церкви в начале ХХ в.

 

Тема 4.2. Православная Церковь на Балканах в конце XVIIIXIX вв.

     Освобождение Болгарии, Сербии и румынских княжеств от турецкого ига. Церковь как вдохновительница национально-освободительной борьбы. Национальное как идол. Роль Церкви в независимых балканских государствах. Значение национализма в Православной Церкви.

 

Семинар 4.1. Подготовка сообщений на темы: "Церковь и эллинизм в Константинопольской патриархии в XVI – начале XX вв.", "Судьба Церкви в эпоху расцвета национализма на Балканах".

 

Раздел 5. История Русской Православной Церкви.

Тема 5.1. Русское Православие I: киевский период и московский период (начало).

     Крещение Руси. Князь Владимир, его "Церковное уложение". Церковно-государственные отношения: влияние Церкви. Основания авторитета Церкви в Киевской Руси. Миротворческая деятельность русской иерархии, "печалование". Участие Церкви в государственных делах. Культура Киевской Руси. Древнерусские святые. Феодосий Печерский. Страстотерпцы Борис и Глеб: новый тип христианской святости.

     Языческая религия древних славян. Культ Матери-земли. Поклонение частям природы. Культ рода и предков. Культ рожаниц. Язычество как цельное миросозерцание. Влияние язычества на характер принятия русскими христианства и формирование русского религиозного сознания. Борьба Церкви и государства с язычеством. Канонические постановления и убеждение. Частная исповедь. Ситуация к концу киевского периода.

     "Собирание земли Русской" с ослаблением монголо-татарского ига, его значение для Церкви. Теория Москвы – Третьего Рима. Отношения между великими князьями московскими и московскими митрополитами. Нравственный упадок на Руси вследствие монголо-татарского ига. Поляризация религиозной жизни в XV в. Мир и монастырь. Два типа монашеских поселений. Отношение к монастырской собственности: "стяжательные" и "нестяжательные" монашеские поселения. Иосиф Волоцкий. Служение монастыря миру. "Божье тягло". Устав и порядок. Заволжское движение. Нил Сорский. Молитва и "духовная брань". Формирование нового человека. Нестяжание чужих трудов. Победа иосифлян. Разгром заволжского движения и значение этого.

 

Семинар 5.1. Подготовка сообщений на темы: "Церковно-государственные отношения в Киевской Руси", "Язычество на Руси и борьба с ним Церкви (на примере киевского периода)", "Св. Нил Сорский и св. Иосиф Волоцкий: их монашеские идеалы и учения о спасении".

 

Тема 5.2. Русское Православие II: московский период (окончание) и синодальная эпоха.

     Выход России из Смутного времени. Связи с Киевом, Западом и православным востоком. Движение "ревнителей благочестия". Святая Русь. Царь Алексей Михайлович и идея создания всеправославной империи. Отношение к грекам царя и ревнителей благочестия. Патриарх Никон. Трехперстное крестное знамение. Собор 1656 г. Сопротивление духовенства и мирян. Иван Неронов и протопоп Аввакум. Обрядовые изменения. Исправление богослужебных книг. Позиция Константинополя. Греческие иерархи в Москве: Макарий Антиохийский, Паисий Газский ??? ; их действия и их мотивы. Начало раскола, попытки царя предотвратить его. Государственные гонения. Уход Никона. Продолжение богослужебной реформы. Большой Московский собор 1666-1667 гг. Анафемы на "старый обряд". Возникновение старообрядчества, его идейные и богословские принципы. Оценки церковной реформы XVII в.

     Западный абсолютизм в России. Петр I Алексеевич. Церковная реформа. Учреждение Святейшего Синода. Церковь как "ведомство православного исповедания". Политика государства в отношении монастырей. Новая российская элита и ее мировоззрение. Идеи "Просвещения" в России после Петра I. Масонство как ответ на духовные поиски дворянства. Мировоззрение масонских лож. Влияние иных религиозных идей Запада. Монашеские подвижники. Тихон Задонский, Димитрий Ростовский. Возрождение монашеской духовности. Паисий Величковский. Старцы Оптиной Пустыни.

     Православие и Запад в церковной жизни России XIX в. Библейские общества в России. Митрополит Филарет Московский. Святоотеческая традиция и влияние западного христианства. Перевод Библии на русский язык.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. Роль государства. Количественное и качественное миссионерство. Внутренняя миссия. Архимандрит Макарий (Глухарев). Принципы православного миссионерства. Митрополит Иннокентий (Вениаминов). Просвещение Аляски. Создание Православного Миссионерского общества. Равноапостольный Николай Японский. Характер православного миссионерства, его отличие от протестантского.

 

Семинар 5.2. Подготовка сообщений на темы: "Причины и смысл старообрядческого раскола", "Характер и масштабы миссионерской деятельности РПЦ в XVIII – начале XX вв.", а также по выбору: а) "Что значит быть христианином/ христианкой? Ответы двух элит XVIII в. – "высшего общества" и выдающихся монашеских подвижников"; или б) "Направления русской религиозно-философской мысли XIX в. и их отношение к Православию"; или в) "Мотивы перевода и распространения св. Писания в России в XVIII – XIX вв. и доводы против этого".

 

Раздел 6. Христианство в ХХ веке.

Тема 6.1. Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви.

     Дискуссии о церковной реформе в начале ХХ в. Сторонники реформ: традиционалисты и модернисты. Предсоборное присутствие. Поместный собор РПЦ 1917-1918 гг. Начало большевистских гонений. Изменение тактики: попытка разрушить Церковь изнутри. Контакт большевиков с "идейными обновленцами", их вера в социализм и стремление к власти. Долгосрочный арест патриарха Тихона. Образование обновленческого Высшего Церковного Управления. Создание обновленческой иерархии. Гонения на "патриаршую" Церковь с помощью обновленцев. Обновленческий собор 1923 г. Программы обновленческих организаций. Епископ Антонин (Грановский). Священники Александр Введенский и Владимир Красницкий. Компромисс патриарха Тихона с властями ради борьбы с расколом. Возвращение обновленческого духовенства в лоно Православной Церкви. Гонения большевиков как на "патриаршую" Церковь, так и на обновленцев. Конец обновленческого раскола (1946 г.). Вопрос о преемственности между советским обновленчеством и дореволюционным движением за церковные реформы. Идеи обновленцев и современных церковных реформаторов в России.

 

Тема 6.2. Экуменическое движение.

     Понятие "экуменизм". Экуменические и не-экуменические межхристианские контакты. Виды экуменических контактов в протестантском мире в XIX в. YMCA и YWCA. Окружные послания Вселенского (Константинопольского) Патриархата 1902 и 1920 гг.: идея вселенского единства христиан. Позиция Русской Православной Церкви до революции. Движение "Жизнь и деятельность" ("Life and Work"). Движение "Вера и церковное устройство" ("Faith and Order"). Всемирные конференции. Участие православного духовенства и мирян. Образование Всемирного Совета Церквей (1948 г.). Вступление РПЦ и Поместных Православных Церквей Восточной Европы в ВСЦ (1961 г.). Структура ВСЦ. Его эволюция. Рост доли гуманитарных, социальных и экономических проектов в деятельности ВСЦ. ВСЦ и социальная революция 1960-х гг. ВСЦ и межрелигиозное сотрудничество. Эволюция отношения к другим религиям со стороны деятелей ВСЦ. ВСЦ и Римско-Католическая Церковь. Либерализация вероучения в протестантских Церквах-членах ВСЦ. Вклад православных представителей в работу ВСЦ. Достижения богословского диалога между православными и протестантами в рамках ВСЦ. Положение православных участников на ассамблеях и конференциях ВСЦ, образ их деятельности. Различия в экклезиологии и в понимании христианского единства и путей его достижения как причина трудностей. Документ Архиерейского собора 2000 г. "Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви". Вопрос о правомерности участия православных представителей в работе ВСЦ. Отношение экуменической идеи к вере Православной Церкви.

 

Тема 6.3. Вершины христианского монашеского опыта в ХХ веке. Силуан Афонский.

     Опыт Христа в начале монашеской жизни Силуана. Бог как Любовь. Молитва за весь мир как за самого себя. Любовь к врагам как критерий подлинной духовности. Опыт ада.

 

 Семинар 6.1. Подготовка сообщений на темы: "Причины обносленческого раскола в РПЦ и сущность «живой церкви»", "Феномен экуменического движения и проблемы православного участия в нем", "Христианское свидетельство Силуана Афонского".

 

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

1. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / Курс лекций. – 5-е изд., перераб. и доп. - Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2016.

2. Материалы по спецкурсу "История Церкви". В 2 ч. / сост. В.В. Печатнов. – М.: МГИМО-Университет, 2006.

3. Печатнов В.В. История Церкви: учеб. пособие. В 5 ч. Ч. 1. Доконстантиновский период /  В.В.Печатнов; отв. ред. О.Ю.Васильева. – М.: МГИМО-Университет, 2015.

4. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. – М.: Омофор, 2016.

 

Темы, выносимые для самостоятельного изучения:

·        Почитание Пресвятой Богородицы в Византии в V-VII вв.

·        Реформация в Англии.

·        Радикальная Реформация.

·        Католическая Реформация.

·        Игнатий Лойола и орден иезуитов.

·        Церковь и эллинизм в Константинопольской патриархии в XVI – начале XX вв.

·        Судьба Церкви в эпоху расцвета национализма на Балканах.

·        Вершины православного монашеского опыта в ХХ веке.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

1) Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам)

Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка

Наименование оценочного средства

1.       

Темы 1-3

ОК-1: Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

Зачет

2.       

Темы 1-6

ОК-5: Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Студенческие сообщения (доклады)

3.       

Темы 1-3, 5

ДПК-1: Способность восприни-мать базовые ценности мировой культуры и опираться на них в своем личностном и обще-культурном развитии.

 

Устный опрос

 

2а) Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования.

 

№/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

Студенческое сообщение на семинаре

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-исследовательской темы.

Примерная тематика студенческих сообщений

2

Устный опрос

Работа обучающегося на семинарском занятии, включающая в себя ответы на вопросы преподавателя, участие в обсуждении

Перечень тем семинарских занятий

3

Зачет

Письменный ответ на вопросы по курсу

Примерный перечень вопросов к зачету

 

2б) Описание шкал оценивания.

 

Вид работы

Оценка/Процент

Описание критериев оценки

Студенческие сообщения на семинарских занятиях

А (90-100%)

Сообщение полно раскрывает выбранную тему, логически выстроено, аргументировано и излагается на хорошем русском языке. Студент в полной мере владеет необходимыми первоисточниками и литературой, правильно объясняет специализированные термины, четко и аргументированно отвечает на дополнительные вопросы. Студент внимателен к форме представления доклада и вспомогательным материалам (подготовка раздаточных материалов, презентаций MS Power Point и т.п.)

 

В (82-89%)

Сообщение хорошо раскрывает выбранную тему, логически выстроено, аргументировано и излагается на хорошем русском языке. Студент очень хорошо владеет необходимыми первоисточниками и литературой, правильно объясняет специализированные термины, вполне хорошо отвечает на дополнительные вопросы.

 

С (75-81%)

Сообщение в основном раскрывает выбранную тему, логически выстроено и излагается на хорошем русском языке. Студент хорошо владеет необходимой литературой, правильно объясняет отдельные специализированные термины, неплохо справляется с дополнительными вопросами.

 

D (67-74%)

Сообщение раскрывает часть выбранной темы, в нем не прослеживается явная логика, хотя оно излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основной литературой, использует отдельные специализированные термины, отвечает на отдельные дополнительные вопросы.

 

Е (60-66%)

Сообщение раскрывает лишь отдельные аспекты выбранной темы, в нем полностью отсутствует явная логика, хотя оно излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь частью основной литературы, использует отдельные специализированные термины, но не может ответить на дополнительные вопросы.

 

F (менее 60%)

Сообщение не раскрывает выбранную тему, излагается бессистемно, речь несвязная. Студент не владеет даже основной литературой, не знает специализированных терминов и не может ответить на вопросы по теме.

Устный опрос

А (90-100%)

Студент на каждом семинаре демонстрирует знание заданной литературы, активно участвует в обсуждении, критически оценивает прочитанный материал и выражает свою точку зрения по затрагиваемым вопросам.

 

В (82-89%)

Студент почти на каждом семинаре демонстрирует знание заданной литературы, участвует в обсуждении, иногда содержательно оценивает прочитанный материал.

 

С (75-81%)

Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание большей части положенной к занятию литературы, участвует в обсуждении.

 

D (67-74%)

Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание части положенной к занятию литературы, но не может вынести о ней содержательного суждения. На занятиях не активен.

 

Е (60-66%)

Студент очень нестабильно участвует в работе семинаров, изредка демонстрируя знание части положенной к занятию литературы. На занятиях ведет себя откровенно пассивно.

 

F (менее 60%)

Студент либо семинары не посещал, либо никак не проявлял себя на них.

Письменный зачет

А (90-100%)

Безошибочные и полные ответы на все вопросы зачетного билета.

 

В (82-89%)

Наличие одной ошибки или двух неточностей в ответах на вопросы зачетного билета.

 

С (75-81%)

Наличие двух ошибок или одной ошибки и ряда неточностей в ответах на вопросы зачетного билета.

 

D (67-74%)

Неправильный ответ на один из трех вопросов зачетного билета или частично правильные ответы на вопросы.

 

Е (60-66%)

Неправильный ответ на один из трех вопросов зачетного билета и ошибки в ответах на два других вопроса.

 

F (менее 60%)

Неправильные ответы на два из трех вопросов зачетного билета.

 

3) Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Примерная тематика студенческих сообщений:

·         Самосознание первохристиан. Требования их веры.

·         Организация Церкви. Изначальный смысл понятий «авторитет» и «власть».

·         Церковь и мир. Отношение древнейшей Церкви к государству.

·         Мученичество: причина и суть.

·         Гностицизм: сущность, причина неприятия Церковью, результаты борьбы с ним.

·          Покаяние в ранней Церкви (развитие понимания.

·         Мир Константина Великого для Церкви: приобретение, потеря или и то, и другое?

·          Суть арианства и термин «единосущный (homoousios)».

·          Святая Троица по учению каппадокийских отцов.

·         Перемены в жизни Церкви с IV в.: обмирщение или новое раскрытие вселенского самосознания?

·         Монашество: истоки и причины возникновения.

·         Церковь и государство: преимущества и недостатки византийской модели (на примере IV – начала VI вв.).

·         Суть спора между Кириллом и Несторием.

·         Причины монофизитского отделения.

·         V Вселенский Собор и его вклад в учение Церкви.

·         Суть монофелитства и его богословское преодоление.

·         «Симфония» эпохи Юстиниана (527-565): теория и практика (на примере его правления).

·         Богослужебное почитание Божией Матери в Византии в V-VII вв.

·         Суть иконоборчества и его богословское преодоление.

·         Церковь и государство: характеристика византийской модели после преодоления иконоборчества.

·         Систематизация православного богословия в VIII-X вв. и ее значение.

·         Канонико-догматические причины разделения Церквей.

·         Исторические и богослужебно-бытовые причины разделения Церквей.

·         Учение Григория Паламы о сущности и энергиях Бога и его значение для православной сотериологии.

·         Спор между Августином и Пелагием о свободе воли и предопределении и его продолжение в V-VI вв.

·         Церковно-государственные отношения в Западной Европе в VIII-X вв. и их сравнение с византийскими того же периода.

·         Основные черты западного схоластического богословия и их значение.

·         Что нового привнес в западное христианство гуманизм эпохи Возрождения?

·         Средневековые и гуманистические черты в «Божественной комедии» Данте Алигьери.

·         Учение об оправдании перед Богом у Лютера и Кальвина.

·         Что есть св. Писание и кто его авторитетный толкователь? Ответы вождей протестантской Реформации (Лютера, Цвингли, Кальвина) и православная точка зрения.

·         Деизм: суть и причины возникновения.

·         Церковь и эллинизм в Константинопольской патриархии в XVI – начале XX вв.

·         Судьба Церкви в эпоху расцвета национализма на Балканах.

·         Церковно-государственные отношения в Киевской Руси.

·         Язычество на Руси и борьба с ним Церкви (на примере киевского периода).

·         Св. Нил Сорский и св. Иосиф Волоцкий: их монашеские идеалы и учения о спасении.

·         Причины и смысл старообрядческого раскола.

·         Характер и масштабы миссионерской деятельности РПЦ в XVIII – начале XX вв.

·         Что значит быть христианином/ христианкой? Ответы двух элит XVIII в. – "высшего общества" и выдающихся монашеских подвижников.

·         Направления русской религиозно-философской мысли XIX в. и их отношение к Православию.

·         Мотивы перевода и распространения св. Писания в России в XVIII – XIX вв. и доводы против этого.

·         Причины обносленческого раскола в РПЦ и сущность «живой церкви».

·         Феномен экуменического движения и проблемы православного участия в нем.

·         Христианское свидетельство Силуана Афонского.

Перечень тем семинарских занятий:

1.      Первый век Церкви.

2.      Гонения, гностический кризис, покаяние в ранней Церкви (кон. IIII вв.).

3.      Мир Церкви, арианство, каппадокийские отцы.

4.      Перемены в жизни Церкви. Монашеское движение.

5.      Несторианство и монофизитство.

6.      «Симфония» Юстиниана Великого. Седьмой век и монофелитство.

7.      Иконоборчество и перемены в жизни Церкви (VIII-X вв.).

8.      Великая схизма и последний расцвет византийской Церкви.

9.      Пелагианские споры. Церковно-государственные отношения в раннесредневековой Европе.

10.  Схоластицизм и «эпоха Возрождения».

11.  Эпоха Реформации. Деизм.

12.  Национализм в Православной Церкви в Новое и новейшее время.

13.  Православие на русской земле I: киевский период и московский период (до XVII в.).

14.  Православие на русской земле II: московский период (XVII в.) и синодальная эпоха.

15.  Христианство в ХХ веке.

 

Примерный перечень вопросов к зачету

 

·        Что такое Церковь (с христианской точки зрения)?

·        Кто такие саддукеи и каковы основные особенности их верований?

·        Фарисеи, их отношение к религии.

·        В какой книге Нового Завета говорится о рождении и первых годах жизни Церкви?

·        Какова основная мысль первой проповеди апостола Петра (Деян 2)?

·        Каков смысл таинства Крещения?

·        Что такое Евхаристия?

·        В чем значение апостола Павла для Церкви?

·        Что решил апостольский собор в Иерусалиме, о котором говорится в Деян 15?

·        Кто такие эвиониты?

·         Кто такие «мужи апостольские»? Приведите имена хотя бы двух из них.

·         Кто такой епископ и каково его значение в христианской общине?

·         Объясните выражение «кафолическая Церковь».

·         Каковы причины гонений на Церковь в Римской империи?

·         Кто такие мученики? В чем значение мученичества?

·         Назовите имена раннехристианских мучеников – известных деятелей Церкви.

·         Кто такие апологеты (в истории Церкви)? Приведите имена хотя бы двух из них.

·         Какие задачи решали в своих писаниях апологеты?

·         Что такое ересь в христианстве? Почему для Церкви ереси неприемлемы?

·         Что такое докетизм?

·         Монтанизм, основные моменты учения. Почему на Западе к нему сначала отнеслись с уважением?

·         Что такое апостольское преемство?

·         Что такое гностицизм?

·         Почему гностицизм был угрозой для Церкви?

·         Кто в Церкви был главным борцом с гностицизмом?

·         Как Церковь ответила на вызов гностицизма?

·         «Слово Божие»: три значения.

·         В чем заключается аллегорический метод толкования Св. Писания?

·         Как Климент Александрийский относился к греческой философии? Почему?

·        Какой человек, по Клименту, является истинным гностиком (в отличие от членов гностических сект)?

·        Профессия и вклад Оригена в христианскую традицию.

·        Почему Ориген был осужден Церковью?

·        Охарактеризуйте культ Непобедимого Солнца (не более 3 фраз).

·        Какова суть Миланского эдикта? Из чего он исходил, давая свободу вероисповедания?

·        Смысл титула pontifex maximus в поздней античности.

·        Охарактеризуйте положение языческой религии в Римской империи до IV в. Какое влияние это оказало на складывание отношений между империей и христианской Церковью?

·        Каково влияние донатистов на формирование церковно-государственных отношений в Восточной Римской империи?

·        Что Арий утверждал о Сыне Божьем?

·        Как модализм представляет Св. Троицу?

·        Поясните выражение «вселенский Собор».

·        Где и когда проходил I Вселенский Собор? Каков его вклад в учение Церкви?

·        Почему вселенские соборы созывали императоры, а не епископы – служители Церкви?

·        В чем двусмысленность союза Церкви и империи, возникшего при Константине Великом?

·        Почему термин «единосущный» вызывал сомнения у «восточных» (не западно-европейских) епископов?

·        Кто в Церкви был главным борцом за единосущие Сына и Отца?

·        Почему, согласно Афанасию Великому, Христос должен быть полностью Богом, единосущным Отцу, а арианство неприемлемо?

·        Кто в Церкви четко различил понятия «ипостась» и «сущность» и православно отнес их к Св. Троице?

·        Как в христианстве правильно отнести понятия «ипостась» и «сущность» к Св. Троице?

·        Где и когда проходил II Вселенский Собор? Каков его вклад в учение Церкви?

·        Каков был общий метод (подход) Церкви в борьбе с язычеством в Римской империи?

·        Что такое аскеза (в религиозном смысле)?

·        Какие слова Христа в Евангелиях указывают на необходимость аскезы?

·        Всем ли христианам необходимо отречься от мира, или только монахам?

·        Каков смысл девства, девственной жизни в Евангелии от Матфея (гл. 19)?

·        Укажите формы древнехристианского аскетизма до возникновения массового монашеского движения.

·        Кто стал вдохновителем массового монашеского движения?

·        Кто стал самым известным древнехристианским монахом-отшельником?

·        От кого берет начало традиция общежительного монашества?

·        Каково значение монашества в жизни Церкви?

·        Почему в Церкви монахи являются примером и духовными наставниками для мирян?

·        Что учил о Христе Аполлинарий Лаодикийский (главный тезис)?

·        Что такое природа в христологии (т.е. в философско-богословском смысле)?

·        Что такое ипостась?

·        Кто автор выражения «одна природа Бога Слова воплощенная»?

·        Кто были главными действующими лицами первого христологического спора (с кон. 420-х гг.)?

·        С чего начинают в христологии александрийская и антиохийская традиции?

·        Что такое антропологический минимализм и антропологический максимализм? К чему относятся эти понятия?

·        Кто был реальным основателем ереси несторианства?

·        На каком основании Феодор Мопсуэстийский и Несторий отказывались называть Матерь Иисуса Христа Богородицей?

·        Какой изъян св. Кирилл Александрийский увидел в христологии Нестория?

·        В чем опасность учения Нестория с точки зрения классического христианства?

·        Каков основной недостаток христологии Кирилла Александрийского?

·        Где и когда проходил III Bcеленский Собор, и каково его значение для учения Церкви?

·        Кто был реальным основателем ереси монофизитства?

·        Какова религиозно-психологическая предпосылка возникновения монофизитства?

·        Что такое «общение свойств» (communicatio idiomatum)? В каком произведении впервые выражена эта идея?

·        Что такое теопасхизм? Почему в христологии он необходим?

·        Как называется собор, проходивший за 2 года до IV Вселенского (Халкидонского) Собора? Что произошло на нем, вкратце?

·        Где и когда проходил IV Bcеленский Собор? В чем его значение для учения Церкви о Личности Христа?

·        Каково важнейшее административное правило (канон) IV Вселенского Собора (касающееся порядка старшинства («первенства чести») крупнейших христианских центров Империи и территориального управления Церковью)? Как оно повлияло на принятие решений Собора в Египте?

·        Основные причины неприятия Халкидонского Собора в Египте и Палестине.

·        Кто такие мелькиты? Откуда возникло это понятие?

·        Основные богословские причины роста отчуждения между халкидонцами и антихалкидонцами в 450-х – 470-х гг.

·        Что представляли собой вероучительные указы императоров? Зачем они составлялись?

·         Что такое анафема? Каково различие между православным и римско-католическим пониманием анафемы?

·        Каково значение для Церкви императора Юстиниана I?

·        Почему монофизитство неприемлемо с точки зрения халкидонского православия?

·        Как называется Юстинианова концепция церковно-государственных отношений? В чем ее главный смысл?

·        В чем теоретический изъян Юстиниановой «симфонии» с точки зрения Церкви?

·        Что такое церковный раскол с формальной точки зрения (т.е. в отношении церковной иерархии)? Как фактически произошел монофизитский раскол (кратко)?

·        Что такое акафист? Когда и по какому случаю был создан первый акафист, и кому он посвящен?

·        Что такое «энергия» в христологии? К чему, с православной точки зрения, относится энергия: к природе или к ипостаси?

·        Что такое моноэнергизм? Кто первым раскрыл его неправоту?

·        Что такое монофелизм (монофелитство)? Почему монофелитство и моноэнергизм неприемлемы для классического христианства?

·        С какой целью были созданы учения моноэнергизма и монофелитства? Насколько была достигнута эта цель?

·        Кто в Церкви были главными борцами против монофелитства?

·        Где и когда проходил VI Bcеленский Собор, и каково его значение для учения Церкви?

·        C чем связан рост почитания Пресвятой Богородицы в Византии в V-VII вв.? Как он отразился в богослужении Церкви?

·        Кто автор Великого канона? Каковы характерные черты последнего?

·        Временные рамки иконоборческого кризиса в Византии, его три этапа (только назвать).

·        Какие христианские изображения называются сигнитивными? Когда и в связи с чем в Византии перестали создавать сигнитивные изображения?

·        Каковы причины возникновения византийского иконоборческого кризиса?

·        Каков был первый аргумент иконоборцев против икон и иконопочитания? Кто из иконопочитателей VIII в. ответил на него, и в чем, вкратце, состоял ответ?

·        Каков был аргумент иконоборцев, касающийся Предания Церкви, и как на него ответили иконопочитатели?

·        Как иконопочитатели выражали различие между почитанием икон и поклонением Богу?

·        Почему икона Христа необходима? Для чего вообще нужны иконы с православной точки зрения (укажите не менее двух причин)?

·        Чем икона отличается от картины на христианский сюжет (укажите не менее двух отличий)?

·        Где и когда проходил VII Bcеленский Собор, и каково его значение для учения Церкви?

·        Как изменились церковно-государственные отношения в Византии в постиконоборческую эпоху (рассмотреть развитие понимания фигуры императора и отношения императора и империи к Православию)?

·        Что такое официальное или «школьное» богословие в Византии в IX-XI вв.? В чем состояла деятельность его представителей (назовите хотя бы одного из них)?

·        Что такое византийский гуманизм, возникший в XI в.? В каких условиях он возник?

·        Кто были двумя главными фигурами византийского монашества в кон. Х – нач. XI вв.?

·        Каково важнейшее отличие богословских писаний византийских монахов от произведений византийских «школьных богословов» и гуманистов на богословские темы?

·        Каковы два важнейших центра литургического (богослужебного) творчества в Византии в VII-X вв.?

·        Какие деятели Церкви внесли вклад в литургическое (богослужебное) творчество в Лавре преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне? Какая богослужебная книга (сборник) была впервые составлена в этом монастыре?

·        Какая богослужебная книга (сборник) была впервые составлена в Студийском монастыре в Константинополе?

·        Каково, в общих чертах, религиозное и педагогическое значение богослужения в истории Православной Церкви?

·        Преподобный Феодор Студит: время жизни и аспекты деятельности.

·        Каково основное различие между христианским Востоком и христианским Западом в понимании значения и функций церковного изобразительного искусства?

·        Какие крупные события VIII в. способствовали росту отчуждения между Римом и Византией?

·        Какие предпосылки были в раннем христианстве для того, чтобы считать Римскую Церковь самой уважаемой? Как римские папы использовали сложившийся в первые века авторитет Римской Церкви?

·        Каково основное различие в церковном устройстве между христианским Востоком и христианским Западом?

·        Какие факторы способствовали отчуждению между христианским Западом и христианским Востоком в V – нач. IX вв.?

·        Кто такой Пипин Короткий, в каком веке он жил, и каково его главное значение для истории папства?

·        На основании чего римские папы уже в IV в. стали считать себя наследниками ап. Петра?

·        В чем значение «Декрета Геласия» в развитии теории папского верховенства?

·        Каков вклад папы Льва Великого в развитие теории папского верховенства?

·        Каково было отношение «восточных» епископов к властным притязаниям пап до IX в.? Чем оно было обусловлено?

·        На основе каких документов развивалась теория папского верховенства в IX-X вв.? Подлинные ли это документы, и как конкретно они возвышали папство?

·        Каковы канонико-догматические причины Великой схизмы?

·        Что такое Filioque (филиокве), и каково его значение в истории Великой схизмы?

·        Каковы недостатки Filioque с православной точки зрения?

·        Каковы основные (назовите не менее четырех) богослужебно-бытовые причины Великой схизмы? Какая из них была главной?

·        Какое событие ознаменовало собой окончательный раскол между православием и католичеством, и почему?

·        Справедливо ли считать 1054 г. реальным годом Великой схизмы? Почему?

·        Какие два события XIII-XV вв. можно назвать попытками ликвидации Великой схизмы? Чем закончились эти попытки?

·        К чему, после Ферраро-Флорентийского собора, сводится для (иерархии) Римско-Католической Церкви проблема воссоединения с православием?

·        Почему римское учение о папском верховенстве неприемлемо для Православия?

·        Кто такой св. Григорий Палама, в каком веке он жил, и каково его значение для учения Православной Церкви?

·        Что такое исихазм? Каков его главный аспект?

·        В чем суть спора между св. Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским?

·        Что такое обόжение? С чем соединяется христианин: с природой или с энергиями Бога, и почему?

·        Чем являются божественные энергии по отношению к Богу?

·        Что такое «исихастский интернационал»? В результате чего он возник?

·        Кто, например, были членами «исихастского интернационала»? (Назовите не менее трех личностей.)

·        Каковы аспекты расцвета церковной культуры при Палеологах? Что явилось духовной основой этого расцвета?

·        Кто такой св. Филофей Коккин, в каком веке он жил, и каково его значение для богослужения Православной Церкви?

·        Благодаря чему, согласно св. Григорию Паламе, возможно единение человека с Богом?

·        Почему, согласно св. Григорию Паламе, спасение человека невозможно без единения с Богом?

·        Св. Николай Кавасила: время жизни (достаточно указать век) и значение для истории Православной Церкви.

7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

 

1. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / Курс лекций. – 5-е изд., перераб. и доп. – Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2016.

2. Материалы по спецкурсу "История Церкви". В 2 ч. / сост. В.В. Печатнов. – М.: МГИМО-Университет, 2006.

3. Печатнов В.В. История Церкви: учеб. пособие. В 5 ч. Ч. 1. Доконстантиновский период /  В.В.Печатнов; отв. ред. О.Ю.Васильева. – М.: МГИМО-Университет, 2015.

4. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. – М.: Омофор, 2016.

 

Дополнительная литература

                

1. Аврелий Августин. Творения. В 4-х тт. – СПб:Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998, 2000.

2. Афанасий Александрийский. Творения. В 4-х тт. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. [В 4-х тт.]. – К.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007.

4. Васечко В., иерей. Сравнительное богословие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2006.

5. Василий Великий. О Святом Духе // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 3: Святитель Василий Великий. Творения. Т. 1. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012.

6. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – М.: Академический проект, 2012.

7. Гонсалес Х.Л. История христианства. [В 2-х тт.]. – СПб.: Библия для всех, 2003.

8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

9. Григорий Богослов. Творения. В 2-х тт. // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1, 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008, 2011.

10. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2006.

11. Данте Алигьери. Божественная комедия. Пер. М. Лозинского. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

12. Евсевий Памфил. Церковная история. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005.

13. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003.

14. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы // Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Преп. Феодор Студит. Платону о почитании икон. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

15. Иоанн Златоуст. Полн. собр. соч. В 12 т. – М.: ЭКСМО, 2017.

16. Ириней Лионский. Сочинения. – М.: «Паломник», «Благовест», 1996.

17. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. – М.: Искусство, 1962.

18. Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная церковь. – М.: Издательство ББИ св. ап. Андрея, 2001.

19. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.1-2. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909-1912.

20. Карташев А.В. Вселенские соборы. – СПб.: Библиополис, 2002.

21. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. [В 2-х тт.]. – Париж: YMCA-PRESS, 1959.

22. Лортц Й. История Церкви. [В 2-х тт.]. – М.: «Христианская Россия», 1999.

23. МакГрат А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Изд-во Одесской библейской школы «Богомыслие», 1994.

24. Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. – М.: Мартис, 1993.

25. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. – 2-е изд. – Нью-Йорк: RBR, 1985.

26. Мейендорф И., прот. Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. М.: Издательство ПСТГУ, 2005.

27. Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви, 1900-1927. – СПб: Сатисъ, 2002.

28. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе // Христос. Церковь. Богородица. Богословские труды св. Николая Кавасилы. – М.: Издательство храма святой мученицы Татианы при МГУ, 2002.

29. Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003 (Творения святых отцов и учителей Церкви).

30. Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. – СПб.: «Издательстко Олега Абышко», 2006 (Библиотека христианской мысли. Исследования).

31. Рожков В., прот. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. – М.: «Колокол», 1994.

32. Сидоров А.И. Cвятоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). – М.: Сибирская Благозвонница, 2011.

33. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998.

34. Смирнов Е., прот. Очерк историческаго развития и современнаго состояния русской православной миссии. – СПб.: Синодальная тип., 1904.

35. Смолич И.К. История Русской Церкви, 1700-1917: В 2-х ч. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

36. Старец Силуан. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 1999.

37. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М.: Московский рабочий, 1991.

38. Флоровский Г., прот. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2003.

39. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Вильнюс: Тип. «Вильтис», 1991.

40. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1 (Вопросы 1-43). – К.: «Эльга»: «Ника-Центр»; М.: «Элькор-МК», 2002.

41. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). – 2-е изд. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006.

42. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. – М.: Российское Библейское общество, 1997.

43. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1987 (Памятники философской мысли).         

 

44. Еrickson J. The Challenge of Our Past. Studies in Orthodox Canon Law and Church History. St Vladimir’s Seminary Press: Crestwood, NY, 1991.

45. Hopko, T. The Trinity in the Cappadocians // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century. – New York: Crossroad, 1985. P. 260-274.

46. Laistner R.L.W. Thought and Letters in Western Europe, AD 500 to 900. Cornell University Press: Ithaca and London, 1976.

47. Meyendorff, P. Russia, Ritual, and Reform. The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century. St Vladimir’s Seminary Press: Crestwood, NY, 1991.

48. Southern R.W. The Making of the Middle Ages. Yale University Press: New Haven and London, 1953.

49. Stavrianos L.S. The Balkans Since 1453. – Ноlt McDougal: New York, 1958.

50. Walker, W., et al. A History of the Christian Church. – 4th ed. – Charles Scribner’s Sons: New York, 1985.

 

Интернет-ресурсы, базы данных:

·        Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви // https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/lektsii-po-istorii-drevnej-tserkvi/

·        Васечко В., прот. Сравнительное богословие // https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sravnitelnoe-bogoslovie/

·        Давыденков О., прот. Догматическое богословие // https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/

·        Карташев А.В. Вселенские Соборы // https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/vselenskie-sobory/

·        Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви // https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/, https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/

·        Лортц Й. История Церкви // http://www.e-reading.club/book.php?book=1045268

·        МакГрат А. Богословская мысль Реформации // https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/mcgrath.pdf

·        Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/

·        Рожков В., прот. Очерки по истории Римско-Католической Церкви // http://textarchive.ru/c-1206489.html  

·        Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества // https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatootecheskoe-nasledie-i-tserkovnye-drevnosti-tom-4/1 

·        Смолич И.К. История Русской Церкви, 1700-1917. Ч. 1 // http://www.sedmitza.ru/lib/text/439961

·        Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII вв. // https://profilib.org/chtenie/30052/georgiy-florovskiy-vizantiyskie-ottsy-v-viii-vekov.php

·        Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века //  https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/vostochnye-ottsy-iv-veka/

·        Флоровский Г., прот. Пути русского богословия // https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/puti-russkogo-bogoslovija/

 

·        Православная Энциклопедия // http://www.pravenc.ru/

·        Cвятоотеческая библиотека – http://pravlib.ru/books.html

 

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание  конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации или на практическом занятии.

Семинары

Проработка обязательной литературы к семинару, имея в виду темы, предложенные для обсуждения. Конспектирование источников и литературы. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов на вопросы, вынесенные на обсуждение.

Студенческие сообщения на семинарских занятиях

Студенческие сообщения преследуют цель интенсификации учебного процесса, перевода полученных знаний из пассивного (простое усвоение) в активное (умение применять) состояние. Представленные доклады оцениваются в зависимости от полноты раскрытия темы (с учётом реального лимита времени), ясности и логичности изложения, качества анализа и синтеза различных исторических данных, в т.ч. данных первоисточников, способности делать ясные выводы о явлениях и процессах церковной истории и подтверждать их конкретными историческими примерами, степени владения богословской терминологией. Оценка проводится по стобалльной шкале.

Подготовка к зачету

При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу.

 

 

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

·        Печатнов В.В. Задания к семинарам по спецкурсу «История Церкви» // http://tserkov-mo.narod.ru/docs/Istoriia_Tserkvi_seminary.htm.

·        Печатнов В.В. Дополнительные материалы по спецкурсу «История Церкви» // http://tserkov-mo.narod.ru/materialy-ChurchHistory.htm.

 

Общие требования к оформлению презентаций в формате PowerPoint:

- презентации должны быть созданы в формате MicrosoftPowerPoint 97-2003;

- в презентациях не должны использоваться изображения с мелкими деталями (важными для понимания содержания презентации), кегль менее 24, другие элементы, затрудняющие восприятие презентации при ее просмотре в масштабе 400х500 пикселей;

- источники всех используемых в презентациях мультимедийных материалов (за исключением материалов стандартных библиотек средств создания презентаций) должны быть обозначены в соответствии с законодательством РФ об авторских правах.

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

1. Наличие компьютера и проектора для демонстрации слайдов (PowerPoint).

2. Наличие компьютера с доступом в Интернет.

 

 

 

 

Лист регистрации внесенных изменений

в рабочую программу дисциплины «История Церкви»

образовательной программы по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Рабочая программа дисциплины актуализирована на 20__/20__ уч. год. Протокол заседания кафедры № __ от «___»_____________20__ года.

 

 

Рабочая программа дисциплины актуализирована на 20__/20__ уч. год. Протокол заседания кафедры № __ от «___»_____________20__ года.

 

 

Рабочая программа дисциплины актуализирована на 20__/20__ уч. год. Протокол заседания кафедры № __ от «___»_____________20__ года.

 

 

 

В случае внесения изменений в Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины, к Листу регистрации внесенных изменений Рабочей программы дисциплины прилагается обновленный Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины на соответствующий учебный год, заверенный подписью директора Библиотеки.