МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

__________________________________________________________________

 

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по программному развитию

МГИМО (У) МИД России

А.Д. Богатуров

 

«___» ___________________ 2009 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

                                 «ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ»                                      

 

 

Программа курса «ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра основной образовательной программы государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Журналистика», «Международные отношения», «Политология», «Связи с общественностью», «Экономика», «Юриспруденция».

       

        Автор программы: В. В. Печатнов, магистр богословия.

 

        Программа курса утверждена на заседании Кафедры философии Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России.

Протокол заседания № 9 от «20» мая 2009 г.

Подпись зав. кафедрой: _________ /Шестопал А.В./

 

©   В.В. Печатнов, 2009

©  МГИМО (У) МИД России, 2009


 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1.  Место курса в образовательной программе.
Курс "История Церкви" предлагается в качестве общеинститутского факультатива. Курс может быть особенно полезен для студентов факультетов международной журналистики и международных отношений.

Для успешного прохождения курса студентам рекомендуется предварительно прослушать курс "Сравнительная история религиозных идей" (общеинститутский факультатив).

1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).
Целью курса является рассмотрение и осмысление основных явлений и процессов в истории христианской Церкви с апостольского времени до наших дней, а также основ сформировавшихся в истории Церкви православного, римско-католического и протестантского богословия, форм церковной жизни и церковно-государственных отношений.

Задачи курса:

·        добиться понимания основных явлений и процессов церковной истории, заложивших основы русской, европейской и американской культур и продолжающих оказывать влияние на эти культуры;

·        изучение и анализ церковно-государственных отношений в разных регионах мира и в различные периоды церковной истории с учетом специфики Церкви и государства;

·        выявить генезис мировоззренческих основ европейского политико-экономического развития и политики Ватикана;

·        изучить в их генезисе и развитии духовные основания русской культуры и роли России в истории международных отношений;

·        сформировать понимание учения Православной Церкви в его историческом выражении, что необходимо для понимания позиции Православной Церкви по всему комплексу проблем современного мира.

Образовательные результаты курса:

 

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Знание и понимание:

В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки, а также сформированные на их базе компетенции.

 

Cлушатели приобретут интеллектуальные умения:

-         будут знать основные явления и процессы в истории христианской Церкви с апостольского времени до наших дней;

-         будут понимать основы классического христианского богословия 4-14 вв. и его понятийный аппарат;

-         будут понимать общность и различия в богословии между Православной и Римско-Католической Церквами, а также англиканской, лютеранской и реформатской традициями;

-         будут понимать учение Православной Церкви в его историческом развитии.

 

Cлушатели получат практические навыки и умения:

-         научатся самостоятельно оценивать церковно-государственные отношения в любой стране Европы и америки с точки зрения Церкви и с учетом конфессиональных особенностей превалирующей христианской традиции;

-          смогут грамотно говорить о предметах веры с представителями разных христианских традиций.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекционные и семинарские занятия.

 

 

 

Форма проверки знаний

Студенческие сообщения c последующими вопросами от преподавателя и слушателей.

Опросы на семинарских занятиях.

Итоговый экзамен. 

 

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции:

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить и делиться полученным знанием.

Способность к комплексному и ситуационному анализу процессов и явлений в истории Церкви и церковно-государственных отношений с точки зрения Церкви.

Способность к системному видению.

Способность к анализу и синтезу различных исторических данных, в т.ч. данных первоисточников.

Умение видеть за данными церковной истории глубинные исторические процессы.

Способность делать ясные выводы о явлениях и процессах церковной истории и подтверждать их конкретными историческими примерами.

Способность к эффективному общению.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях (выступление с сообщениями по прочитанной литуратуре, ответы на вопросы и их постановка).

 

 

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Рецензирование и оценка студенческих сообщений.

Опросы на семинарских занятиях.

Итоговый экзамен.

Системные компетенции:

Способность демонстрировать самостоятельное обучение.

Владение навыками проведения научных исследований.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях (выступление с сообщениями по прочитанной литуратуре, ответы на вопросы и их постановка).

 

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Рецензирование и оценка студенческих сообщений.

Опросы на семинарских занятиях.

Итоговый экзамен.

Коммуникационные компетенции:

Умение излагать суть церковно-исторических событий перед аудиторией.

Умение аргументировать свою позицию по изучаемой проблеме.

Способность понимать и анализировать информацию на иностранных языках, в т.ч. из сети Интернет.

Способность воспринимать информацию на слух.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях (выступление с сообщениями по прочитанной литературе, ответы на вопросы и их постановка).

Лекционная часть занятий.

 

 

 

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Рецензирование и оценка студенческих сообщений.

Опросы на семинарских занятиях.

Итоговый экзамен.

1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.

Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:

 

Вид работы

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Студенческие сообщения

Знание обязательной литературы и концепций, относящихся к обсуждаемой теме.

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить и делиться полученным знанием.

Способность к комплексному и ситуационному анализу процессов и явлений в истории Церкви и церковно-государственных отношений с точки зрения Церкви.

Способность к системному видению.

Способность к анализу и синтезу различных исторических данных, в т.ч. данных первоисточников.

Умение видеть за данными церковной истории глубинные исторические процессы.

Способность делать ясные выводы о явлениях и процессах церковной истории и подтверждать их конкретными историческими примерами.

Способность к эффективному общению.

Способность демонстрировать самостоятельное обучение.

Владение навыками проведения научных исследований.

Умение излагать суть церковно-исторических событий перед аудиторией.

Умение аргументировать свою позицию по изучаемой проблеме.

Способность понимать и анализировать информацию на иностранных языках, в т.ч. из сети Интернет.

55%

Работа на семинаре

Знание основополагающей литературы и основных концепций, относящихся к обсуждаемой теме.

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить и делиться полученным знанием.

Способность к анализу и синтезу различных исторических данных, в т.ч. данных первоисточников.

Способность демонстрировать самостоятельное обучение.

Умение аргументировать свою позицию по обсуждаемым проблемам.

Способность воспринимать информацию на слух.

10%

Письменный экзамен

Знание основополагающей литературы и основных концепций курса.

Способность к анализу и синтезу различных исторических данных.

Умение видеть за данными церковной истории глубинные исторические процессы.

Способность делать ясные выводы о явлениях и процессах церковной истории и подтверждать их конкретными историческими примерами.

35%

Итог

 

100%

 

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

2.1. Организационно-методические данные курса.

 

Вид работы

     Трудоемкость (в акад. часах)

Общая трудоемкость

128

Аудиторная работа

64

Лекции

28

Практические занятия/семинары

36

Самостоятельная работа

64

Подготовка студенческих сообщений

49

Самоподготовка к семинарам

15

Виды текущего контроля

Студенческие сообщения, работа на семинаре

 

Вид итогового контроля

первый семестр – зачет;

второй семестр – письменный экзамен по всему курсу

 

 

2.2. Тематический план курса.

 

Наименование разделов и тем

 

Очная форма обучения

 

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

 

Лекции

Практические занятия (семинары)

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Раздел 1. Введение. Доконстантиновский период.

6

4

8

 

Тема 1.1. Предмет истории Церкви.

2

 

 

2

Тема 1.2. Первый век Церкви.

2

2

4

8

Тема 1.3. Гонения и гностический кризис (конец I III вв.).

2

2

4

8

Раздел 2. Церковь в империи.

12

12

24

 

Тема 2.1. Мир Церкви, арианство, каппадокийские Отцы.

2

2

4

8

Тема 2.2. Перемены в жизни Церкви. Монашеское движение.

2

2

4

8

Тема 2.3. Христологические споры: несторианство и монофизитство.

2

2

4

8

Тема 2.4. Седьмой век и монофелитство.

2

2

4

8

Тема 2.5. Иконоборчество и перемены в жизни Церкви (VIII-X вв.).

2

2

4

8

Тема 2.6. Великая схизма и последний расцвет византийской Церкви.

2

2

4

8

Раздел 3. Западное христианство от поздней античности до XVIII в.

6

6

12

 

Тема 3.1. Западное христианство I: первое тысячелетие.

2

2

4

8

Тема 3.2. Западное христианство II: схоластицизм и "эпоха Возрождения".

2

2

4

8

Тема 3.3. Западное христианство III: Реформация и Новое время.

2

2

4

8

Раздел 4. Православная Церковь в новое и новейшее время: проблема национализма.

-

4

4

 

Тема 4.1. Церковь и эллинизм в греческом православном мире.

 

2

2

4

Тема 4.2. Православная Церковь на Балканах в конце XVIII XIX вв.

 

2

2

4

Раздел 5. История Русской Православной Церкви.

2

6

10

 

Тема 5.1. Русское Православие I: киевский период и московский период (начало).

 

4

6

10

Тема 5.2. Русское Православие II: московский период (окончание) и синодальная эпоха.

2

2

4

8

Раздел 6. Христианство в ХХ веке.

2

4

6

 

Тема 6.1. Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви.

 

2

2

4

Тема 6.2. Экуменическое движение.

2

2

2

6

Тема 6.3. Вершины христианского монашеского опыта в ХХ веке. Силуан Афонский.

 

 

2

2

Итого по курсу:

28

36

64

128

 

2.3. Содержание курса.

 

Раздел 1. Введение. Доконстантиновский период.

Тема 1.1. Предмет истории Церкви.

            Специфика курса. Понятие "Церковь". Источники и литература.

 

Тема 1.2. Первый век Церкви.

            Книги Нового Завета как исторический источник. Самосознание первохристиан. Новый народ Божий. Начало организации Церкви. Авторитет апостолов. Любовь к Богу и ближнему как причина двойственного отношения к внешнему миру. Отношение к государственной власти.

 

Семинар 1.1. Подготовка сообщений на темы: "Самосознание первохристиан. Требования их веры", "Организация Церкви. Изначальный смысл понятий «авторитет» и «власть»", "Церковь и мир. Отношение древнейшей Церкви к государству".

 

Тема 1.3. Гонения и гностический кризис (конец I III вв.).

            Национально-политическая религия Римской империи. Причины имперских гонений. Понятие "мученик". Судебные процедуры и "Акты" мучеников. Суть мученичества и его внутреннее вдохновение.

            Гностические системы. Система Валентина. Эоны. Первоотец, высшая и низшая София, Демиург. Роль Иисуса. Общие черты гностицизма. Причина неприятия Церковью. Апостольское предание и апостольское преемство. Результаты борьбы Церкви с гностицизмом.

            Покаяние в древней Церкви. Изначальное понимание святости и греха. Первоначальное отношение к "отпадшим". "Второе покаяние". Декийское гонение (сер. III в.). Позиция св. Киприана Карфагенского. Церковный собор 251 г.

 

Семинар 1.2. Подготовка сообщений на темы: "Мученичество: причина и суть", "Гностицизм: сущность, причина неприятия Церковью, результаты борьбы с ним", "Покаяние в древней Церкви (развитие понимания)".

 

Раздел 2. Церковь в империи.

Тема 2.1. Мир Церкви, арианство, каппадокийские Отцы.

                Политическая эволюция Римской империи. Теократическая монархия. Духовная эволюция греко-римского мира. Обращение Константина Великого, восприятие этого Церковью. Миланский эдикт 313 г. и его смысл. Новые отношения Церкви и государства. Участие Константина в делах Церкви.

            Раннее тринитарное богословие. Арианство, его смысл для христианской веры. Никейский собор 325 г. (I Вселенский). Термин 'homoousios'. Богословские споры после собора 325 г. Тринитарное богословие Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Эволюция понятий "ипостаси" и "сущности".

 

Семинар 2.1. Подготовка сообщений на темы: "Мир Константина Великого для Церкви: приобретение, потеря или и то, и другое?", "Суть арианства и термин «единосущный (homoousios)»", "Святая Троица по учению каппадокийских Отцов".

 

Тема 2.2. Перемены в жизни Церкви. Монашеское движение.

            Вхождение в Церковь римского общества. Функции Церкви в империи в 4-6 вв., новые формы ее деятельности. Борьба с язычеством. Специфика церковно-государственных отношений в ранневизантийский период. Сохранение дохристианского теократического характера государства как причина вмешательства в церковные дела. Фигура и власть императора.

            Истоки христианского монашества. Причины возникновения монашеского движения. Антоний Великий. Иные формы аскетической жизни в древней Церкви.

 

Семинар 2.2. Подготовка сообщений на темы: "Перемены в жизни Церкви с IV в.: обмирщение или новое раскрытие вселенского самосознания?", "Монашество: истоки и причины возникновения", "Церковь и государство: преимущества и недостатки византийской модели (на примере IV – начала VI вв.)".

 

Тема 2.3. Христологические споры: несторианство и монофизитство.

            Введение в христологию. Смысл христологических споров. Богословские школы Александрии и Антиохии. Учение Нестория Константинопольского. Понятие "лицо" (prosôpon). Христология Кирилла Александрийского. Эфесский собор 431 г. (III Вселенский). Халкидонский собор 451 г. (IV Вселенский), его догматическое определение. Неприятие собора в Сирии и Египте. Роль в этом государственной политики и внутрицерковного соперничества. Монофизитский раскол и образование нехалкидонских Церквей.

Правление Юстиниана Великого (527-565). Формулировка "симфонии" между Церковью и империей (Новелла 6). Языческо-теократический абсолютизм государства и непризнание иноприродности Церкви как трагический изъян юстиниановой "симфонии". Церковно-государственная политика Юстиниана. Богословские попытки исцеления монофизитского раскола. Константинопольский собор 553 г. (V Вселенский), его догматическое определение.

 

Семинар 2.3. Подготовка сообщений на темы: "Суть спора между Кириллом и Несторием", "Причины монофизитского отделения", "Что нового в богословском плане дал V Вселенский собор по сравнению с IV-м?".

 

Тема 2.4. Седьмой век и монофелитство.

            Константинопольский патриарх Сергий и папа Гонорий. Моноэнергизм и монофелитство. Богословское понятие "энергия" (energeia). Софроний Иерусалимский. Максим Исповедник и его учение о природной и гномической волях. Выбор и свобода. Константинопольский собор 680-681 гг. (VI Вселенский).

Проблемы церковной жизни в Византии в VII в., их отражение в канонах Трулльского собора 691-692 гг. Складывание системы богослужений. Акафист, канон Андрея Критского. Рост почитания Божией Матери, его связь с формулированием христологических догматов.

 

 Семинар 2.4. Подготовка сообщений на темы: "Суть монофелитства и его богословское преодоление", "«Симфония» эпохи Юстиниана (527-565): теория и практика (на примере его правления)", "Богослужебное почитание Божией Матери в Византии в V-VII вв.".

 

Тема 2.5. Иконоборчество и перемены в жизни Церкви (VIII-X вв.).

            Предпосылки иконоборческого кризиса, его периодизация. Доводы иконоборцев и ответы иконопочитателей. Иконоборческий собор 754 г. Никейский собор 787 г. (VII Вселенский), его догматическое определение. Вторая фаза иконоборчества. Феодор Студит и патриарх Никифор. Восстановление" икон в 843 г.

Новый союз Церкви и империи после иконоборчества. "Эпанагога". Превращение империи из языческой теократии в государство глубоко христианское. Участие императоров в церковных делах, рост их власти. Империя как ценность для византийской Церкви. Изменения после латинских завоеваний в XIII в. Миропомазание императора.

Систематизация византийского богословия. Иоанн Дамаскин и "Точное изложение православной веры". Энциклопедизм и академическое богословие. Консерватизм и охранительные тенденции. Реакция в виде возврата к дохристианской философии. Византийский гуманизм.

Гимнографическое и богослужебно-уставное творчество. Октоих, каноны великих праздников, Триоди. Типиконы.

 

Семинар 2.5. Подготовка сообщений на темы: "Суть иконоборчества и его богословское преодоление", "Церковь и государство: характеристика византийской модели после преодоления иконоборчества", "Систематизация православного богословия в VIII-X вв. и ее значение".

 

Тема 2.6. Великая схизма и последний расцвет византийской Церкви.

            Культурное отчуждение между христианским Востоком и Западной Европой в результате варварских завоеваний V-VII вв. Возникновение языкового барьера. Складывание двух разных христианских цивилизаций. Различие в формах церковного устройства. Коллегия епископов и монархия папы. Возвышение папства в результате историко-политического развития Запада. Роль византийской церковной иерархии в упрочении папского верховенства. Конфликт между патриархом Фотием и папой Николаем. Богослужебно-бытовые различия.

            Теория папского верховенства. Эволюция толкования Матфея 16. 13-19. Идея папской власти до V в. Папа Лев Великий и идея вселенской духовной власти пап. Появление светкой власти пап (754 г.). "Лжеисидоровы декреталии" (IX в.). "Дарение Константина" (X в.).   Папа Лев IX.

            Filioque. История догмата, его недостатки. Патриарх Фотий против filioque. Внесение filioque в Символ веры папой Сергием в 1009 г. Попытки приближения filioque к православному вúдению.

            События 1054 г. Неокончательность разрыва. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. как завершение разделения.

            Спор между Варлаамом Калабрийцем и Григорием Паламой о природе Фаворского света. Исихазм. Различение сущности и энергий Бога. Богообщение и обóжение. Утверждение паламизма на константинопольских соборах XIV в. Исихастский "интернационал". Торжество исихазма и "возрождение Палеологов". Николай Кавасила. Фрески, мозаики. Мануил Панселинос. Церковная музыка.

 

Семинар 2.6. Подготовка сообщений на темы: "Канонико-догматические причины разделения", "Исторические и богослужебно-бытовые причины разделения", "Учение Григория Паламы о сущности и энергиях Бога и его значение для православной сотериологии".

 

Раздел 3. Западное христианство от поздней античности до XVIII в.

Тема 3.1. Западное христианство I: первое тысячелетие.

            Древний Рим как колыбель западной цивилизации. Культурные особенности. Аврелий Августин. Свобода воли. Спор с Пелагием. Понятие "первородной вины" и учение о благодати и предопределении. Собор в Оранже (529 г.). Продолжение пелагианских споров. Иоанн Кассиан Римлянин. Фульгентий Руспский.

Варварские завоевания и христианизация завоевателей. Германская религиозность. Крещение короля Хлодвига (498 г.) и начало церковно-государственных отношений. Хозяйственная и административная деятельность как дополнительные обязанности духовенства. Власть короля. Институт частных церквей и светская инвеститура. Борьба пап против раздробления Церкви путем укрепления своей власти. Карл Великий и его церковно-государственная политика. Оттон Великий.

 

Семинар 3.1. Подготовка сообщений на темы: "Спор между Августином и Пелагием о свободе воли и предопределении и его продолжение в V-VI вв.", "Церковно-государственные отношения в Западной Европе в VIII-X вв. и их сравнение с византийскими того же периода".

 

Тема 3.2. Западное христианство II: схоластицизм и "эпоха Возрождения".

            Предпосылки схоластического богословия. Схоластический метод. Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Отношения разума и Откровения. "Реализм". Джон Дунс Скот. Концептуализм. Вильгельм Оккамский. Номинализм. Обоснование римско-католической церковной практики в трудах Александра Хельского и Фомы Аквинского. Учение об индульгенциях. Учение о чистилище и его эволюция в эпоху схоластицизма. "Сумма теологии".

            Итальянский Ренессанс. Ренессансный гуманизм. Данте Алигьери как поэт средневековья и предтеча гуманизма. Петрарка. Джованни Пико делла Мирандола. Северный Ренессанс. Христианский гуманизм. Изучение св. Писания и ранних Отцов. Джон Колет, Жак Лефевр Д' Этапль. Идеи церковных реформ. Эразм Роттердамский. Спиритуализация христианства.

 

 Семинар 3.2. Подготовка сообщений на темы: "Основные черты западного схоластического богословия и их значение", "Что нового привнес в западное христианство гуманизм эпохи Возрождения?", "Средневековые и гуманистические черты в «Божественной комедии» Данте Алигьери".

 

Тема 3.3. Западное христианство III: Реформация и Новое время.

            Римско-Католическая Церковь накануне Реформации. Мартин Лютер. Образование в номиналистической традиции. "Евангелический прорыв". Оправдание sola fides. Вера и дела. Значение лютерова учения об оправдании для нравственности. Sola Scriptura. "Канон" внутри канона. Писание и Предание Церкви. Реформация в Германии. Реформация в Швейцарии. Ульрих Цвингли. Воинствующий гуманизм. Очевидность св. Писания. Жан Кальвин. Учение об оправдании. Дела праведности. Освящение избранных. Предопределение. "Святая" Женева. Реформация в Англии. Радикальная Реформация. Значение протестантской Реформации. Религиозные войны в Европе, их значение.

            Католическая Реформация. Игнатий Лойола. Испанские мистики. Тереза Авильская, Иоанн от Креста.

            Новое время. Предпосылки нового мировоззрения в Западной Европе. Вера в разум. Деизм. Пять догматов "естественной религии". Герберт Чербери, Джон Толанд, Матфей Тиндаль. Джон Локк. Слабости деизма. "Просвещение". Вольтер. Секуляризация культуры. Кант.

 

Семинар 3.3. Подготовка сообщений на темы: "Учение об оправдании перед Богом у Лютера и Кальвина", "Что есть св. Писание и кто его авторитетный толкователь? Ответы вождей протестантской Реформации (Лютера, Цвингли, Кальвина) и православная точка зрения", "Деизм: суть и причины возникновения".

 

Раздел 4. Православная Церковь в новое и новейшее время: проблема национализма.

Тема 4.1. Церковь и эллинизм в греческом православном мире.

            Превращение византийского патриотизма в греческий национализм с Х в. Эллинизм как ценность. "Огречивание" болгар и паствы древних восточных патриархатов, его значение. Ситуация после турецкого завоевания. Слияние религиозного и национального в "Рум-милете". Подавление славянских автокефалий. Христианский патриотизм и языческий национализм. Фанариоты, их деятельность. Эллинизация Молдавии и Валахии. Megalē idea. Влияние революционных и националистических идей Запада. Идеал эллинской античности. Filēkē etaireia. Начало войны за независимость в Греции (1821 г.), роль в этом Церкви. Митрополит Патрасский Герман. Патриарх Константинопольский Григорий V, "мученик за нацию". Провозглашение независимости (1833 г.). Автокефальная Церковь. Разрыв с Константинополем. Подчинение Церкви государству. Константинопольский собор 1872 г.: осуждение филетизма. Провал идеи создания Турецкой Православной Церкви в начале ХХ в.

 

Тема 4.2. Православная Церковь на Балканах в конце XVIII XIX вв.

            Освобождение Болгарии, Сербии и румынских княжеств от турецкого ига. Церковь как вдохновительница национально-освободительной борьбы. Национальное как идол. Роль Церкви в независимых балканских государствах. Значение национализма в Православной Церкви.

 

Семинар 4.1. Подготовка сообщений на темы: "Церковь и эллинизм в Константинопольской патриархии в XVI – начале XX вв.", "Судьба Церкви в эпоху расцвета национализма на Балканах".

 

Раздел 5. История Русской Православной Церкви.

Тема 5.1. Русское Православие I: киевский период и московский период (начало).

            Крещение Руси. Князь Владимир, его "Церковное уложение". Церковно-государственные отношения: влияние Церкви. Основания авторитета Церкви в Киевской Руси. Миротворческая деятельность русской иерархии, "печалование". Участие Церкви в государственных делах. Культура Киевской Руси. Древнерусские святые. Феодосий Печерский. Страстотерпцы Борис и Глеб: новый тип христианской святости.

            Языческая религия древних славян. Культ Матери-земли. Поклонение частям природы. Культ рода и предков. Культ рожаниц. Язычество как цельное миросозерцание. Влияние язычества на характер принятия русскими христианства и формирование русского религиозного сознания. Борьба Церкви и государства с язычеством. Канонические постановления и убеждение. Частная исповедь. Ситуация к концу киевского периода.

            "Собирание земли Русской" с ослаблением монголо-татарского ига, его значение для Церкви. Теория Москвы – Третьего Рима. Отношения между великими князьями московскими и московскими митрополитами. Нравственный упадок на Руси вследствие монголо-татарского ига. Поляризация религиозной жизни в XV в. Мир и монастырь. Два типа монашеских поселений. Отношение к монастырской собственности: "стяжательные" и "нестяжательные" монашеские поселения. Иосиф Волоцкий. Служение монастыря миру. "Божье тягло". Устав и порядок. Заволжское движение. Нил Сорский. Молитва и "духовная брань". Формирование нового человека. Нестяжание чужих трудов. Победа иосифлян. Разгром заволжского движения и значение этого.

 

Семинар 5.1. Подготовка сообщений на темы: "Церковно-государственные отношения в Киевской Руси", "Язычество на Руси и борьба с ним Церкви (на примере киевского периода)", "Св. Нил Сорский и св. Иосиф Волоцкий: их монашеские идеалы и учения о спасении".

 

Тема 5.2. Русское Православие II: московский период (окончание) и синодальная эпоха.

            Выход России из Смутного времени. Связи с Киевом, Западом и православным востоком. Движение "ревнителей благочестия". Святая Русь. Царь Алексей Михайлович и идея создания всеправославной империи. Отношение к грекам царя и ревнителей благочестия. Патриарх Никон. Трехперстное крестное знамение. Собор 1656 г. Сопротивление духовенства и мирян. Иван Неронов и протопоп Аввакум. Обрядовые изменения. Исправление богослужебных книг. Позиция Константинополя. Греческие иерархи в Москве: Макарий Антиохийский, Гавриил Никейский, Дионисий Иверский; их действия и их мотивы. Начало раскола, попытки царя предотвратить его. Государсвенные гонения. Уход Никона. Продолжение богослужебной реформы. Большой Московский собор 1666-1667 гг. Анафемы на "старый обряд". Возникновение старообрядчества, его идейные и богословские принципы. Оценки церковной реформы XVII в.

            Западный абсолютизм в России. Петр I Алексеевич. Церковная реформа. Учреждение Святейшего Синода. Церковь как "ведомство православного исповедания". Политика государства в отношении монастырей. Новая российская элита и ее мировоззрение. Идеи "Просвещения" в России после Петра I. Масонство как ответ на духовные поиски дворянства. Мировоззрение масонских лож. Влияние иных религиозных идей Запада. Монашеские подвижники. Тихон Задонский, Димитрий Ростовский. Возрождение монашеской духовности. Паисий Величковский. Старцы Оптиной Пустыни.

            Православие и Запад в церковной жизни России XIX в. Библейские общества в России. Митрополит Филарет Московский. Святоотеческая традиция и влияние западного христианства. Перевод Библии на русский язык.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. Роль государства. Количественное и качественное миссионерство. Внутренняя миссия. Архимандрит Макарий (Глухарев). Принципы православного миссионерства. Митрополит Иннокентий (Вениаминов). Просвещение Аляски. Создание Православного Миссионерского общества. Равноапостольный Николай Японский. Характер православного миссионерства, его отличие от протестантского.

 

Семинар 5.2. Подготовка сообщений на темы: "Причины и смысл старообрядческого раскола", "Характер и масштабы миссионерской деятельности РПЦ в XVIII – начале XX вв.", а также по выбору: а) "Что значит быть христианином/ христианкой? Ответы двух элит XVIII в. – "высшего общества" и выдающихся монашеских подвижников"; или б) "Направления русской религиозно-философской мысли XIX в. и их отношение к Православию"; или в) "Мотивы перевода и распространения св. Писания в России в XVIII – XIX вв. и доводы против этого".

 

Раздел 6. Христианство в ХХ веке.

Тема 6.1. Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви.

            Дискуссии о церковной реформе в начале ХХ в. Сторонники реформ: традиционалисты и модернисты. Предсоборное присутствие. Поместный собор РПЦ 1917-1918 гг. Начало большевистских гонений. Изменение тактики: попытка разрушить Церковь изнутри. Контакт большевиков с "идейными обновленцами", их вера в социализм и стремление к власти. Долгосрочный арест патриарха Тихона. Образование обновленческого Высшего Церковного Управления. Создание обновленческой иерархии. Гонения на "патриаршую" Церковь с помощью обновленцев. Обновленческий собор 1923 г. Программы обновленческих организаций. Епископ Антонин (Грановский). Священники Александр Введенский и Владимир Красницкий. Компромисс патриарха Тихона с властями ради борьбы с расколом. Возвращение обновленческого духовенства в лоно Православной Церкви. Гонения большевиков как на "патриаршую" Церковь, так и на обновленцев. Конец обновленческого раскола (1946 г.). Вопрос о преемственности между советским обновленчеством и дореволюционным движением за церковные реформы. Идеи обновленцев и современных церковных реформаторов в России.

 

Тема 6.2. Экуменическое движение.

            Понятие "экуменизм". Экуменические и не-экуменические межхристианские контакты. Виды экуменических контактов в протестантском мире в XIX в. YMCA и YWCA. Окружные послания Вселенского (Константинопольского) Патриархата 1902 и 1920 гг.: идея вселенского единства христиан. Позиция Русской Православной Церкви до революции. Движение "Жизнь и деятельность" ("Life and Work"). Движение "Вера и церковное устройство" ("Faith and Order"). Всемирные конференции. Участие православного духовенства и мирян. Образование Всемирного Совета Церквей (1948 г.). Вступление РПЦ и Поместных Православных Церквей Восточной Европы в ВСЦ (1961 г.). Структура ВСЦ. Его эволюция. Рост доли гуманитарных, социальных и экономических проектов в деятельности ВСЦ. ВСЦ и социальная революция 1960-х гг. ВСЦ и межрелигиозное сотрудничество. Эволюция отношения к другим религиям со стороны деятелей ВСЦ. ВСЦ и Римско-Католическая Церковь. Либерализация вероучения в протестантских Церквах-членах ВСЦ. Вклад православных представителей в работу ВСЦ. Достижения богословского диалога между православными и протестантами в рамках ВСЦ. Положение православных участников на ассамблеях и конференциях ВСЦ, образ их деятельности. Различия в экклезиологии и в понимании христианского единства и путей его достижения как причина трудностей. Документ Архиерейского собора 2000 г. "Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви". Вопрос о правомерности участия православных представителей в работе ВСЦ. Отношение экуменической идеи к вере Православной Церкви.

 

Тема 6.3. Вершины христианского монашеского опыта в ХХ веке. Силуан Афонский.

            Опыт Христа в начале монашеской жизни Силуана. Бог как Любовь. Молитва за весь мир как за самого себя. Любовь к врагам как критерий подлинной духовности. Опыт ада.

 

 Семинар 6.1. Подготовка сообщений на темы: "Причины обносленческого раскола в РПЦ и сущность «живой церкви»", "Феномен экуменического движения и проблемы православного участия в нем", "Христианское свидетельство Силуана Афонского".

 

2.4.Самостоятельная работа слушателей.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

______ 1. Подготовка студенческих сообщений.

______ 2. Самоподготовка к семинарам.

______ 3. Повторение лекционного материала.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

3.1. Критерии оценки знаний. Оценки за разные виды работы выставляются, исходя из следующих критериев:

ОБРАЗЕЦ

Вид работы

Оценка/Процент

Описание критериев оценки

Студенческие сообщения

А (90-100%)

Сообщение полно раскрывает выбранную тему, логически выстроено, аргументировано и излагается на хорошем русском языке. Студент в полной мере владеет необходимыми первоисточниками и литературой, правильно объясняет специализированные термины, четко и аргументированно отвечает на дополнительные вопросы.

 

В (82-89%)

Сообщение хорошо раскрывает выбранную тему, логически выстроено, аргументировано и излагается на хорошем русском языке. Студент очень хорошо владеет необходимыми первоисточниками и литературой, правильно объясняет специализированные термины, вполне хорошо отвечает на дополнительные вопросы.

 

С (75-81%)

Сообщение в основном раскрывает выбранную тему, логически выстроено и излагается на хорошем русском языке. Студент хорошо владеет необходимой литературой, правильно объясняет отдельные специализированные термины, неплохо справляется с дополнительными вопросами.

 

D (67-74%)

Сообщение раскрывает часть выбранной темы, в нем не прослеживается явная логика, хотя оно излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основной литературой, использует отдельные специализированные термины, отвечает на отдельные дополнительные вопросы.

 

Е (60-66%)

Сообщение раскрывает лишь отдельные аспекты выбранной темы, в нем полностью отсутствует явная логика, хотя оно излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь частью основной литературы, использует отдельные специализированные термины, но не может ответить на дополнительные вопросы.

 

F (менее 60%)

Сообщение не раскрывает выбранную тему, излагается бессистемно, речь несвязная. Студент не владеет даже основной литературой, не знает специализированных терминов и не может ответить на вопросы по теме.

Работа на семинаре

А (90-100%)

Студент на каждом семинаре демонстрирует знание заданной литературы, активно участвует в обсуждении, критически оценивает прочитанный материал и выражает свою точку зрения по затрагиваемым вопросам.

 

В (82-89%)

Студент почти на каждом семинаре демонстрирует знание заданной литературы, участвует в обсуждении, иногда содержательно оценивает прочитанный материал.

 

С (75-81%)

Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание большей части положенной к занятию литературы, участвует в обсуждении.

 

D (67-74%)

Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание части положенной к занятию литературы, но не может вынести о ней содержательного суждения. На занятиях не активен.

 

Е (60-66%)

Студент очень нестабильно участвует в работе семинаров, изредка демонстрируя знание части положенной к занятию литературы. На занятиях ведет себя откровенно пассивно.

 

F (менее 60%)

Студент либо семинары не посещал, либо никак не проявлял себя на них.

Экзаменационное эссе

А (90-100%)

Эссе исчерпывающе отвечает на вопрос в билете, логически выстроено и написано на вполне грамотном русском языке.  Студент успешно синтезирует знания по всему курсу, делает самостоятельные синтезирующие выводы, подкрепляет их конкретными историческими данными, демонстрирует отличное знание специализированной терминологии.

 

В (82-89%)

Эссе хорошо отвечает на вопрос в билете, логически выстроено и написано на грамотном русском языке.  Студент успешно синтезирует знания по всему курсу, делает самостоятельные синтезирующие выводы, подкрепляет их конкретными историческими данными, демонстрирует хорошее знание специализированной терминологии.

 

С (75-81%)

Эссе в основном отвечает на вопрос в билете, логически выстроено и написано на нормальном русском языке.  Студент синтезирует знания по всему курсу, хотя и с некоторыми упущениями, делает самостоятельные синтезирующие выводы, подкрепляет их конкретными историческими данными, демонстрирует знание отдельных специализированных терминов.

 

D (67-74%)

Эссе частично отвечает на вопрос в билете, в нем не прослеживается явная логика, хотя оно написано на приемлемом русском языке. Студент демонстрирует определенные знания, в т.ч. знание отдельных специализированных терминов, но делает неоправданные выводы, противоречащие конкретным историческим данным.

 

Е (60-66%)

Эссе отвечает лишь на отдельные стороны вопроса в билете, в нем полностью отсутствует явная логика, хотя оно написано на приемлемом русском языке. Студент демонстрирует лишь отдельные знания по вопросу билета, в т.ч. знание отдельных специализированных терминов, но делает неоправданные выводы, противоречащие целому ряду исторических данных.

 

F (менее 60%)

Эссе по существу не отвечает на вопрос в билете, написано бессистемно и непонятным языком. Студент не демонстрирует даже основополагающих знаний, не владеет специализированной терминологией и не делает никаких серьезных выводов.

3.2. Примерные темы рефератов, курсовых работ, информационно-аналитических справок, проектов, др.

Рефераты, курсовые работы и аналитические справки в курсе не предусмотрены.

 

3.3. Примерный список вопросов для подготовки к экзамену (зачету).
1. Проблема отношений Церкви и государства и способы ее решения в истории вселенской Православной Церкви.

2. Феномен религиозного национализма и его роль в истории вселенской Православной Церкви в XVI – начале XX вв.

3. Греческий Восток и латинский Запад: причины разделения.

4. Отношение Церкви к нехристианской культуре: положительный и отрицательный опыт (на примере Византии (со времени Константина Великого) и Западной Европы).

5. Сотериологическое значение христологических определений первых шести Вселенских Соборов.

6. Роль монашества в жизни Церкви в Византии и в России (до синодального периода).

7. Роль обряда и ритуала в Московской Руси.  Характерно ли русское средневековое понимание обряда для Православия в целом?

8. Сравнение отношений Церкви и государства в Византии до иконоборчества и в России в синодальный период.

 

3.4.Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников.

 

Базовые учебники и учебные пособия*

            1. История христианской церкви / Проект "Мир. Человек. Слово" «Радио России». МР3-диск. М., 2008.

            2. Печатнов В.В. Материалы по спецкурсу "История Церкви": Уч. пособие. В 2-х чч. М., 2006.

            3. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М., 2007.

 

Основная литература на русском языке

            1. Васечко В., свящ. Сравнительное богословие. М., 2006.

            2. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М., 2006.

            3. Дворкин А.Л. Очерки по истории вселенской Православной Церкви. Курс лекций. – 2-е изд. Н. Новгород, 2005.

            4. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. [В 2-х тт.]. Париж, 1959.

            5. Лортц Й. История Церкви. [В 2-х тт.]. М., 1999.

            6. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991р.

            7. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). – 2-е изд. М., 2006.

 

Основная литература на иностранном языке

            1. Hopko, T. The Trinity in the Cappadocians // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century. New York, 1985. P. 260-274.

            2. Meyendorff, P. Russia, Ritual, and Reform. The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century. Crestwood, NY, 1991.

            3. Walker, W., et al. A History of the Christian Church. New York, 19854.

 

Дополнительная литература на русском языке

            1. Аврелий Августин. Творения в 4-х тт. СПб – Киев, 1998.

            2. Афанасий Александрийский. Творения. В 4-х тт. М., 1994.

            3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. [В 4-х тт.]. М., 1994.

            4. Василий Кесарийский. О Святом Духе // Василий Великий. Творения. Ч. 3. М., 1891.

            5. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 2000р.

            6. Гонсалес Х.Л. История христианства. [В 2-х тт.]. СПб, 2003.

            7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. М., 1980.

            8. Григорий Назианзин. Творения в 2-х тт. Сергиев Посад, 1994р.

            9. Данте Алигьери. Божественная комедия. Пер. М. Лозинского. М., 1982.

            10. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

            11. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 2003.

            12. Он же. Три защитительных слова против порицающих святые иконы // Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Преп. Феодор Студит. Платону о почитании икон. Сергиев Посад, 1993р.

            13. Иоанн Златоуст. Творения в 12-ти тт. М., 1991-2005р.

            14. Ириней Лионский. Сочинения. М., 1996р.

            15. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М., 1962.

            16. Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная церковь. М., 2001.

17. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. [2 тт.]. М., 1996р.

            18. Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб, 2002.

            19. Локк, Д. Опыт о человеческом разуме. Книга IV // Локк, Д. Сочинения. В 3-х тт. Т. 2. М., 1985 (Философское наследие).

            20. МакГрат А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

            21. Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. М., 1993.

            22. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. 2-е изд. Нью-Йорк, 1985.

            23. Он же. Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. М., 2005.

            24. Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви, 1900-1927. СПб, 2002.

            25. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе // Христос. Церковь. Богородица. Богословские труды св. Николая Кавасилы. М., 2002.

            26. Писания мужей апостольских. М., 2003 (Творения святых отцов и учителей Церкви).

            27. Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб, 2006 (Библиотека христианской мысли. Исследования).

            28. Рожков В., прот. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1994.

            29. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

            30. Смирнов Е., прот. Очерк историческаго развития и современнаго состояния русской православной миссии. СПб, 1904.

            31. Смолич И.К. История Русской Церкви, 1700-1917. [В 2-х чч.]. М., 1997.

            32. Старец Силуан. М., 1999.

            33. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 2003.

            34. Флоровский Г., прот. Восточные отцы Церкви. М., 2003.

            35. Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев-Москва, 2002-.

            36. Цвингли У. Богословские труды. М., 2005.

            37. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. М., 1997р.

            38. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987 (Памятники философской мысли).

           

Дополнительная литература на иностранном языке

            1. Bainton R.H. The Reformation of the Sixteenth Century. Boston, 1952.

            2. Chadwick H. The Early Church. London, 19932.

            3. Davies R.E. Methodism. Baltimore, MD, 1963.

4. Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Cambridge, 1948.

            5. Еrickson J. The Challenge of Our Past. Studies in Orthodox Canon Law and Church History. Crestwood, NY, 1991.

            6. Κεσελόπουλος Ἀ. Γ. Ἡ λειτουργικὴ παράδοση στὸν Ἀλέξανδρο Παπαδιαμάντη. Θεσσαλονίκη, 1994.

            7. Laistner R.L.W. Thought and Letters in Western Europe, AD 500 to 900. Ithaca and Boston, 19572.

            8. Μεταλληνός Γ. Δ. Παράδοση καί ἀλλοτρίωση. Αθήνα, 1986.

            9. Olin J.C. The Catholic Reformation: Savonarola to Ignatius Loyola. New York, 1969.

10. The Renaissance Philosophy of Man. E. Cassirer, P.O. Kristeller, J.H. Randall, eds. Chicago & London, 1948.

            11. Southern, R.W. The Making of the Middle Ages. New Haven & London, 1953.

            12. Stavrianos L.S. The Balkans Since 1453. New York [1966].

 

Интернет-источники

            1. http://www.predanie.ru

            2. http://www.bogoslov.ru

            3. http://www.krotov.info

            4. http://www.pravoslavie.ru

            5. http://www.incommunion.org

            6. http://www.tserkov-mo.narod.ru

 

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

 

4.1. Список учебно-лабораторного оборудования.

Компьютер с мультимедийным проектором, аудиоколонками и программным обеспечением Windows Picture and Fax Viewer.


 

* Базовая и основная литература либо имеется в библиотеке МГИМО, либо будет предложена студентам в электронном виде на сайте Центра "Церковь и Международные Отношения".