В Россию можно только верить: диалог о национальных духовных ресурсах как факторе международных отношений состоялся на XXIII Рождественских чтениях

Какое место занимают сегодня христианские ценности в международных отношениях? Какие новые вызовы стоят перед российской и мировой культурной общественностью в свете тенденций развития постсекулярного общества? Какова роль России и Русской Православной Церкви в диалоге цивилизаций и культур? Эти и другие актуальные вопросы, связанные с ролью христианских ценностей и наследия Святой Руси в современном мире, обсуждались на традиционных январских XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». В рамках ежегодного церковно-общественного форума в Москве прошло два круглых стола с участием церковнослужителей, дипломатов, политиков, общественных деятелей и представителей научного сообщества, в том числе выступили с докладами сотрудники МГИМО (У) МИД России – заведующий Кафедрой философии А.В. Шестопал, доцент Кафедры философии и исполнительный директор центра «Церковь и международные отношения» В.В. Печатнов, профессор Кафедры дипломатии Е.М. Астахов и приглашенный профессор Кафедры политической теории А.С. Кожемяков. Учитывая сложность, многогранность и злободневность затронутых вопросов, участники Рождественских встреч выразили надежду, что начатый диалог государства, Церкви и общества о традиционных ценностях будет продолжен на постоянной основе.

 

ВРЕМЯ СВЕРИТЬСЯ С КАРТОЙ

Разговор о ценностях в условиях внешнеполитического и экономического кризиса – не просто дань моде, но насущная необходимость. Об этом напомнил 22 января 2015 года на секции III Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион: «В сложные времена необходимо не только напрячь свои силы и волю, но и, образно выражаясь, свериться с картой, чтобы понять, в правильном ли направлении мы движемся, не потеряли ли мы из виду путеводную звезду исторического развития. Таким ориентиром для нашей страны является ее более чем тысячелетний опыт, а если быть более точным,  – наследие Святой Руси. Кто-то может возразить: разве духовные ценности Святой Руси имеют отношение к стоимости барреля нефти, кредитным рейтингам, оттоку капитала и валютному рынку? Деловые и политические круги сейчас озабочены совершенно конкретными насущными проблемами и, казалось бы, странно рассуждать о духовном и культурном измерении общественной жизни. Тем не менее, вектор развития страны, осознание ее внутренней основы и движущей силы является вопросом стратегическим и актуальным в любой ситуации, а в наибольшей степени – кризисной».

Но как воспользоваться этой картой сегодня? Очевидно, надо разобраться с тем, что из себя представляет наследие Святой Руси. В трактовке академика Дмитрия Сергеевича Лихачева это понятие не тождественно России: «Это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было... Понятие «Святая Русь» объединяло в себе все самое светлое, священное, незапятнанное, святое». Как поясняет митрополит Иларион, «ценности Святой Руси раскрываются перед нами в православной нравственности и добротолюбии, в особенном отношении к труду как добродетели, в нестяжательстве, взаимопомощи и жертвенности − одним словом, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладают над материальными, где целью жизни является не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души. Священномученик Иларион (Троицкий) писал: «Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Единственный путь преображения – в искоренении греха в самом себе. Об этом говорил Федор Михайлович Достоевский: «Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою».

Средоточием этого опыта «труда над собою» и хранительницей священного наследия в нашей стране всегда была Церковь. «Церковь не в бревнах, а в ребрах», – гласит русская пословица. И все же нельзя обойти стороной масштабы церковного строительства в постсоветской России: 25 тысяч храмов за последние 25 лет – это ли не воплощение возрождения Святой Руси? Задаваясь этим вопросом, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Аркадьевич Климов поставил не менее важный вопрос: не обратим ли этот процесс, как он оказался обратим в начале прошлого столетия, когда православие, казалось, было одной из скреп государства. А если обратим – что делать, чтобы все же скрепы эти сохранить. Празднование 1000-летия преставления Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира в 2015 году дает хороший повод России, чтобы изучить, понять и актуализировать свое священное наследие.

Тем более, что на Россию, как отмечают и предстоятель Русской Православной Церкви святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, и представители парламента и дипломатического корпуса, сейчас многие государства смотрят как на силу, способную защитить традиционные ценности. А раз так – очевидно, есть, от чего защищать…

 

«ХРИСТОС УХОДИТ ИЗ ЕВРОПЫ»

 

Так говорил в середине 20 века святитель Николай Сербский (Велимирович). Сегодня вслед за ним бьют тревогу не только церковные лидеры, но и здравомыслящие политические и культурные элиты европейских государств. А происходящие периодически всплески общественной полемики вокруг традиционных ценностей в связи с событиями, подобными истории с французским сатирическим еженедельником Charlie Hebdo, только подтверждают этот грустный тезис. В 2007 году европейские державы сами подписали себе приговор – в тексте Лиссабонского договора, заменившего собой Конституцию ЕС, нет упоминания ни о Боге, ни о христианских ценностях, лежавших в основе европейской цивилизации. «Похоже, через 150 лет европейцев с европейским лицом и верой уже не будет», – размышляет заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Олег Владимирович Лебедев. Что же произошло с этой глубинной европейской идентичностью?

Похоже, она просто растворилась – в том пресловутом «плавильном котле» цивилизаций, на который возлагали надежды сторонники мультикультурализма для обеспечения мирного сосуществования наций на просторах раздробленной Европы. Однако признать объективные процессы размывания ценностей и сейчас не так просто – чиновники Евросоюза дорожат своим детищем как плодом более полувековой интеграции, действительно обеспечившим вкупе с другими международными институтами на протяжении десятилетий мир и экономическую стабильность в Европе. «В России противопоставляются российские христианские ценности европейским либеральным ценностям, а это неверно», – заявил глава Представительства ЕС в РФ Вигаудас Ушацкас на круглом столе «Христианские ценности как фактор современных международных отношений», прошедшем в рамках Рождественских чтений 23 января в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Он отметил, что Лиссабонский договор имел положительные стороны и для верующих, придав диалогу власти с религиозными организациями официальный юридический статус. «Мы образуем недискриминационное сообщество ценностей», – утверждает г-н Ушацкас, указывая на такие ценности, как единство в разнообразии, уважение прав человека, верховенство закона и социальной справедливости, толерантность. «Мы толерантны, это дает силу. Сильное общество развивается благодаря творчеству людей, уважая их достоинство и разнообразие. Конфликт в Украине и расстрел в редакции Charlie Hebdo снова напомнили европейскому обществу о ценностях, которые уходят корнями в христианство – любовь, мир, милосердие и т.д.».

Звучит красиво и правильно. Но переживающей «второе Крещение» России есть что возразить на этот счет. Ведь так называемые традиционные ценности в российском общественно-культурном пространстве не «уходят корнями» в некое книжное христианство, действительно когда-то послужившее основой западной системе прав и свобод человека, а прочно опираются на опыт живого по сей день практического христианства в его православной традиции. Ведь христианство в Духе, а не в букве – и с этой точки зрения открывается много противоречий западного подхода к основополагающим ценностям и свободам.

«Система ценностей, построенная от человека, явно дает сбой, – констатирует член Межсоборного присутствия РПЦ священник Георгий Максимов. – Почему-то братья-христиане забывают простую истину: важность ценности зависит прежде всего от того, насколько она соответствует воле Божией. Не может соответствовать воле Божией свобода сознательно издеваться над тем, что свято для других людей – это не ценность, это варварство. У свободы слова есть границы, которые в рамках государства могут быть прочерчены, чтобы защитить своих граждан от посягательств на то, что им дорого». Кстати, как любой религиовед, отец Георгий мог заранее сказать, что пять миллионов мусульман во Франции не смирились бы с тем, что над их верой глумятся. Но реакция французского общества и соседних стран на месть радикальных исламистов свидетельствует о глубоком непонимании роли религиозных факторов в «толерантном» европейском обществе. О непонимании и нежелании понимать другой взгляд на мир и другую систему координат тех людей и целых народов, которые, казалось, вполне интегрировались в европейское «сообщество ценностей».

Так или иначе, январские теракты вызвали отрезвление и дебаты во Франции и во всем мире по поводу правомерности издевательства над святынями и границ свободы слова. Председатель Комитета Госдумы по международным делам, руководитель российской делегации в ПАСЕ Алексей Константинович Пушков вспоминает по этому случаю всегда актуального  Федора Михайловича Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено. В свою очередь, идеология вседозволенности делает общество легко манипулируемым». А где начинается манипуляция – там и конец свободе, за которую так боролись европейцы.

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – ЛОВУШКА НОВОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ

 

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого – известный принцип классического либерализма. С этим никто не станет спорить – консенсус полный. Казалось бы, принцип напрямую перекликается с основным правилом христианской нравственности: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Есть ли между ними противоречие? Заместитель декана Факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ протоиерей Антоний Ильин свидетельствует, что студенты и выпускники академии на экзамене ответить на этот вопрос затрудняются. А если чисто логически даже в теории сложно разобраться – что говорить о сложных реальных многовекторных и многофакторных политических процессах…

Остается наблюдать – а  наблюдатели  процессов секуляризации в Европе фиксируют этот абсурдный парадокс европейской политической системы: борьба за права и свободы в конце концов оборачивается диктатурой меньшинства, зачастую не самого образованного и здравомыслящего, по отношению к еще уважающему традиционные ценности большинству. И это уже, видимо, неизбежный процесс там, где меняется власть в результате государственного переворота, как это произошло, например, на Украине и в Молдове. Как свидетельствует председатель Партии социалистов Республики Молдова (крупнейшей фракции в Парламенте Республики) Игорь Николаевич Додон, избавившаяся от «неугодных» новая власть в стране понемногу навязывает новую систему ценностей, легализует гей-парады с участием послов США и ЕС, заменяет молдавский язык и историю румынскими и т.д. «Как говорил в 19 веке святитель Феофан Затворник, «Западом и наказывал, и накажет нас Господь». Пытаясь объяснить парадокс такой навязанной сверху и нерепрезентативной «демократии», заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Аркадьевич Климов указывает на такие факторы, как смена электората в европейских странах, активизация лобби нетрадиционных групп и подогреваемый СМИ «воинствующий либерализм, напору и эффективности которого позавидовали бы большевики». Но тот факт, что проект мультикультурализма и толерантного мира, обеспечивающего соблюдение прав и свобод, в Европе не удался, не все пока готовы признать.

«Говорить о правах человека в системе международных отношений как исключительно западном «бренде» в корне неверно», – отмечает заместитель секретаря Общественной палаты РФ, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ Сергей Александрович Орджоникидзе. «Ни одна цивилизация не существует без норм. Как христианская, так и либеральная мировоззренческая система прежде всего ориентированы на человека. Но являясь христианской изначально, идея прав человека претерпела, выражаясь словами председателя ОВЦС митрополита Илариона, «демонтаж ценностей гуманитарной парадигмы». Свобода печати – безусловно, атрибут демократического общества. Но какое отношение к этому имеют карикатуры, затронувшие религиозные и моральные чувства большей части населения мира?». Сергей Александрович также обратил внимание, что отсутствие прав человека как исключительной ценности все чаще звучит в устах западных лидеров как поучительная риторика, что порождает много вопросов к самой западной системе ценностей. «Если европейские ценности исходят из права на жизнь как основного права, то примеры европейской политики в Ливии, Югославии, Ираке сами их опровергают, и мы такие ценности не приемлем. Мы также не приемлем ценности, считающие нормой признавать в считанные часы государственный переворот в какой-либо стране, не уважающие религиозные чувства верующих, запрещающие использование гражданами той или иной страны родного языка, считающие нормой заменять маму и папу на «родитель №1» и «родитель №2» (а где-то и «родитель №3»), опирающиеся на теракты и сознательные попытки искажения истории».

Вместе с тем, надежда на реализацию идеи большой и дружной Европы еще теплится в общественно-политических кругах – но все упирается в основания строительства. Советник председателя Правления Фонда «Русский мир», замдекана Факультета национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ протоиерей Антоний Ильин напомнил, что и в России все-таки всегда определяли свою идентичность, «вглядываясь в европейское зеркало». Изучив проблемы институтов Евросоюза изнутри (он 10 лет проработал в качестве секретаря при ЕС, посла (2009-2013), главы Представительства РПЦ при ЕС), отец Антоний с болью переживает осложнение отношений России и западноевропейских стран. «Нам казалось в какой-то момент, что, найдя общие интересы и устранив визовые барьеры, мы сольемся в союзе мира и любви. Не получилось. Тогда начался разговор о ценностях, который сегодня в диалоге с ЕС определяющий». Определяющий – но пока бесплодный: слишком много разочарований в жизнеспособности традиционных ценностей, вплетенных в западную систему прав и свобод и в структуру политических институтов ЕС в отрыве от своих христианских корней. Вопрос разрешения конфликта ценностей, по мнению «разочаровавшегося европейского либерала» отца Антония – вопрос нахождения оптимального баланса между этикой убеждений, которая зачастую скатывается в морализаторство и лицемерие, и этикой ответственности, перетекающей в жесткую реальную политику со всеми ее ошибками и последствиями.

Чтобы находить этот баланс, Европе необходим искренний и вдумчивый диалог о ценностях. Положительную роль тут могла бы сыграть европейская церковная дипломатия. Как отмечает Апостольский нунций в РФ архиепископ Иван Юркович, одним из руководящих принципов деятельности Святого Престола в дипломатических отношениях на протяжении более 800 лет является центральное положение человеческой личности, ее достоинства и прав. «Церковь всегда учила, что именно человеческой личности должны служить законы. История свидетельствует, что демократия без христианских ценностей легко превращается в скрытый тоталитаризм». О том же говорил посол Венгерской Республики в РФ Янош Балла, поделившийся опытом строительства христианской демократии. В Венгрии в 2011 году в результате продолжительной борьбы была принята новая конституция, в которой была закреплена христианская идентичность, что спровоцировало широкую дискуссию в Европе. Венгерские элиты сохраняют приверженность идеалам строителей единой Европы – от Робера Шумана, который говорил: «или Европа будет христианской, или Европы не будет», до Жака Делора, сказавшего, что «Европу надо снабдить душой», и возлагают большие надежды на христианское единство. Но пока с ним в Европе довольно туго. Ватикан, в силу своей вовлеченности в светскую политику, не способен в одиночку вести диалог с европейскими секуляристами. Необходима помощь православных духовных лидеров в Европе (со стороны РПЦ это, например, представители Московского Патриархата в европейских учреждениях).

Как отмечает главный редактор портала «Религия и СМИ», социолог религии Александр Владимирович Щипков, Европе предстоит теперь «долгий путь возвращения к себе». А России нужно быть «впереди процесса», поскольку в Европе еще слишком сильно влияние светских элит и СМИ, проявляющих резкое недовольство коллективным неприятием светского гуманизма так называемыми «нецивилизованными странами». Впрочем, мы уже идем на опережение: «С 2012 года в Брюсселе даже Рождественская елка неполиткорректна, а мы в Госдуме встречаемся на Рождественских чтениях и вместе с представителями Церкви обсуждаем сложные вопросы, без решения которых невозможно возрождение Святой Руси», –заметил зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Аркадьевич Климов. Чтобы «движение за здравый смысл» не было только российским, депутат считает важным не стесняться разъяснять нашу позицию, консолидироваться со здоровыми европейскими силами и работать в традиционных христианских демократических общественно-политических организациях.

 

РУСЬ СВЯТАЯ 2.0 – НОЕВ КОВЧЕГ ЗДРАВОМЫСЛИЯ?

 

Но какова же наша позиция, которую нам надо разъяснять миру? И как нам сохранить ее цельность во внутренних и внешних делах в свете вызовов нового миропорядка? «Без идеологии невозможна формулировка внешнеполитических целей, непонятно направление движения – куда и почему, – справедливо замечает приглашенный профессор Кафедры политической теории МГИМО Алексей Семенович Кожемяков. – Это все равно, что строить дом на песке». «Известно, что стало с Восточной Римской империей, которая не занималась собственной модернизацией и идеологией – вот уже более 500 лет, как нет ее», – вторит ему председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев.

Но проблема идеологии не решается в одночасье – она должна созреть в обществе, пройти некий путь становления и закрепления в общественном сознании. В начале этого пути, после распада СССР в нашем общественном сознании образовался ценностный вакуум, который чем только не заполнялся. На государственном уровне в 90-е годы был популярным тезис о верности общечеловеческим ценностям, которые были сведены к социальной плоскости: права человека, демократия и правовое государство; вопрос о роли православия в истории России тогда даже не ставился. Сегодня в стране происходит поиск новых форм для старой идентичности, и в этом процессе сохраняются два подхода – религиозно-философский и секулярный, ориентированный на мир как объект воздействия и сферу влияния. Вместе с тем, происходит сближение подходов в попытке осмыслить, что полезно и важно для сохранения и развития России. Грядет, как выразился заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Олег Владимирович Лебедев, «весна духовного развития», но тщетно было бы искать русскую идею: «Мы слишком большой народ. Скорее речь идет о возвращении к тому идеалу, который сам Бог дал нашему народу». А вернуться к этому идеалу возможно, только вернувшись ко Христу, приняв Его как путь, истину и жизнь. Как говорит председатель Союза православных граждан, настало время сформулировать формулу «православие, самодержавие, народность» 2.0, модернизировать старую идею и утвердить ее на государственном уровне. В этом контексте важным шагом стало принятие Декларации русской идентичности на XVIII Всемирном русском народном соборе в ноябре 2014 года, посвященном теме «Единство истории, единство народа, единство России». В документе была обозначено, что «в формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера». Возвращение к христианским ценностям на государственном уровне тем более актуально в многонациональной России, что эти ценности вне времени и не привязаны к национальности и даже религии, а потому обладают потенциалом обеспечения мира и безопасности в сегодняшней нестабильной международной обстановке.

Но есть и оборотная сторона медали, на которую указал главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Министерства образования и науки Республики Казахстан Анатолий Григорьевич Косиченко. «Часто мы наблюдаем, что религиозные лидеры, вместо того, чтобы одухотворять политиков, начинают быть политиками. Сегодня Церковь – прежде всего феномен гражданского общества. Потому ее плоды – рекомендации, резолюции и т.д., и именно к ним относятся коллеги из Евросоюза. И мы просто теряем время». Видимо, в потоке общественно-политических задач и у нас, и у католиков и протестантов иногда упускается тот факт, что главная задача Церкви в лице духовенства и мирян заключается в ином – «стяжать Дух мирен», как учил преподобный Серафим Саровский, воздействовать на политиков живым Словом Божиим. «Преподобный Исаак Сирин говорит, что внешние обстоятельства изменяются в соответствии с намерениями сердца. Надо признать, что, несмотря на частичное сохранение католических храмов, общин и некоторых христианских общественных движений в целом сегодняшняя Европа – уже не христианская. Значит, России особенно важно и собственное возвращение к христианской православной традиции в частной и общественной жизни, и объяснение ее ценностей и позиций по разным спорным вопросам с точки зрения христианского мировоззрения для остального мира. Свое духовное содержание Церковь должна формулировать в понятных светскому обществу выступлениях и прагматических задачах. Пришло время актуализировать святоотеческое предание».

Но что значит актуализировать святоотеческое предание в масштабах страны и во внешней политике? Очевидно, нужна колоссальная консолидация усилий на государственном, церковном и общественном уровне. Впрочем, если говорить об исходных позициях, то многое уже делается, и, как отмечает главный редактор портала «Религия и СМИ», социолог религии Александр Владимирович Щипков, такие присущие русскому народу качества, как холизм, целостность понемногу способствуют складыванию в нашей стране церковно-государственной симфонии. А приглашенный профессор Кафедры политической теории МГИМО Алексей Семенович Кожемяков цитирует по этому случаю известную французскую пословицу – «Les bons esprits finissent toujours par se rencontrer» («Светлые умы рано или поздно должны встретиться»). И добавляет, что к подобным государственно-церковным экспертным площадкам, ведущим злободневную дискуссию о судьбах Отечества, нелишне было бы подключать христианских православных психологов и антропологов.

 

ЕСЛИ ВАНЬКУ ВАЛЯЮТ…

 

Психология, антропология и культурология действительно многое могли бы сегодня прояснить запутавшимся в поисках компромиссов политикам и еще более запутавшимся простым обывателям в России и за рубежом, все чаще впадающим в апокалиптические страхи. Инертному массовому сознанию тяжело поспевать за радикальной сменой внешнеполитических установок, которую отмечает тот же проф. А.С. Кожемяков: «До последнего времени мы жили в необходимости во что бы то ни стало войти в европейское и мировое сообщество. Сейчас же говорим, что Запад от нас никогда не отвяжется, и что дело не в Крыме и Украине». А председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев предполагает, например, что в западных странах еще со школьных уроков географии огромная Россия на карте мира вызывает страх и зависть, а это не лучшие чувства. «Воспитать любовь к России там невозможно, да и не нужно», – считает он.

Размышления о диалоге культур и столкновении цивилизаций, о котором еще в прошлом веке заговорили вслед за Арнольдом Тойнби и Самюэлем Хантингтоном культурологи и футурологи, в сегодняшних реалиях должны исходить из понимания нового контекста. А контекст этот, по мнению профессора Кафедры дипломатии МГИМО Евгения Михайловича Астахова – линия монолога одной глобальной цивилизации, ориентированная на устранение геополитических противников. «Диалог нужен, но иногда Россия слишком увлекается диалогом, забывая о защите русского мира. Глобализация ценностей, которую пытаются осуществить западные страны – участники НАТО и члены ЕС, априори невозможна, поскольку ведет лишь к абсолютной либерализации моральных ориентиров. Единые фундаментальные ценности есть – они изложены в священных книгах, но единую трактовку найти невозможно». Получается, не находя понимания, Запад как бы ополчается против Китая и России – но учитывая то, что большая часть экономики США завязана на Китае, основной удар все-таки приходится по России. «Ни США, ни ЕС уже, похоже, не являются адекватными субъектами мировой политики. Скорее, полицейские с дубинкой, – рассуждает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Олег Владимирович Лебедев. И многое зависит от того, как в этих условиях себя поведет народ страны. «Если уж говорить откровенно, одним из факторов крушения СССР стали женщины, которые, прошу прощения, хотели себе купить тряпочки, – иронично замечает проф. Е.М. Астахов. – Но большинство в России проект глобальной цивилизации не разделяет». Как преподаватель МГИМО он отмечает, что в последнее время даже космополитически настроенные студенты-международники резко поменяли в связи с однобокой западной политикой свои ориентиры. «На самом деле, Запад много потерял – президент Путин был ведь одно время настроен на встраивание в западные структуры НАТО – они упустили этот момент. А сейчас наша элита делает поворот на Восток».

Впрочем, как отмечает посол Всемирного конгресса семей в ООН Алексей Юрьевич Комов, не только в России, но и в самой Европе многие не готовы поддерживать гегемонистскую политику США. При этом он обратил внимание, что американская гегемония прочно опирается на собственное религиозно-философское обоснование – так называемый «особый промысел Божий об англо-саксах». «Эта концепция, положенная в основу американской политики, делит весь мир на три категории: англо-саксы, евреи и все остальные. И Рейган, называя СССР «империей зла», опирался именно на эту религиозно-философскую идею, где Катехон («удерживающий») в лице «нового Израиля» противопоставляется сатане. Если рассматривать эту идеологию, то история мира есть противостояние двух проектов – Церковь и антицерковь. И если истинная Церковь – у англо-саксов, логично заключить, что весь остальной мир – это антицерковь. Но реальная жизнь подтверждает скорее обратное, особенно в свете таких инициатив, как намерение Дж.Сороса легализовать наркотики и проституцию… Нам сейчас надо осознать нашу силу, которую мы можем противопоставить этим разрушительным тенденциям, и сделать ее основой нашей внешней политики».

«Наследие Святой Руси колоссально, – напомнил на встрече в Госдуме председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Ведь это наследие создания восточной христианской цивилизации, в которой сохранилась неповрежденная за века апостольская вера – истина, которой хотел научить людей сам Господь. А какие вызовы – что ей противопоставлено? Понятно, не что, а кто – диавол! Когда какие-то террористы промахиваются и на семь часов позже падает башня, которая становится оправданием всемирной «борьбы с терроризмом», мы понимаем, о чем идет речь. Когда западные политики откровенно лгут и глумливо улыбаются, мы понимаем: они не говорят сами, а транслируют. Просто транслируют тексты, переведенные с американского языка. Когда американский президент занимается гантелями, для нас очевидно, что не он управляет страной. Кто – мы не знаем. Но Христос учит нас, что судить древо надо по плодам. Гей-парады – очень показательные плоды. Хвосты, рога, копыта, ложь, доносы, обучение онанизму и свободным половым отношениям со школьной скамьи, распространение порнографии и наркотиков – все это сатанизм в чистом виде. Есть лишь две парадигмы: Христос и Царство Небесное или сатана и царство тьмы. Западные антихристианские лидеры хотят, чтобы Россия отказалась от Христа – потому нападки все серьезнее, и потому важно не сломиться под грузом экономических санкций и политических провокаций, чтобы не стать проповедниками сатанизма. Нужно очистить свое ТВ, школу, наши улицы и т.д. – от начала до конца прийти к христианскому образу жизни, поднять знамя Христа. Вот в Америке многие на самом деле за Христа – достаточно бы только поменьше любить деньги. Но когда человек любит деньги – он начинает воровать, лгать, опаздывать на работу, оправдываясь и получая при этом деньги за неотработанное время и т.д. Как говорил герой басни Ивана Андреевича Крылова, «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И теперь, когда Запад продолжает «валять ваньку», но маски сняты, особенно в связи с кризисом на Украине, причем настолько цинично и откровенно, как в принципах Ленина, и все всё видят и понимают – от депутатов до уборщиц лифтов – нам надо просто назвать черное черным, а белое – белым. Тогда все лучшее, что есть в Америке и в остальном мире, будет с нами».

«Если ваньку валяют, значит, это кому-нибудь нужно» – перефразирует Владимира Владимировича Маяковского председатель Комитета Госдумы по международным делам, глава российской делегации в ПАСЕ Алексей Константинович Пушков. И кому-то нужно, чтобы один из основных ударов как в России, так и в Европе приходился по традиционной семье. Помимо представителей Патриаршей комиссии во главе с отцом Димитрием Смирновым, о защите семьи на Парламентских встречах говорили и Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Борисовна Мизулина, и председатель Попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» Наталья Викторовна Якунина. Наши православные предки, наверно, очень удивились бы задачам, которые вынуждено решать сегодня наше государство – «передать последующим поколениям христианское понимание брака»! Вокруг этого строится Концепция семейной политики РФ до 2025 года, этому был посвящен Всемирный конгресс семей в Сиднее в 2013 году и многодневный форум в Москве, организованный в 2014 году Благотворительным фондом святителя Василия Великого. На московский форум по защите семьи, проходивший в Кремле и Храме Христа Спасителя, приехали более 1500 участников из 45 стран. Понимая, как важно выступать в качестве союзников, участники решили создать широкую коалицию стран и народов в защиту семьи. Н.В. Якунина отметила, что сильная поддержка семьи сегодня наблюдается в Венгрии, Греции, Италии, а политики из Франции и многих других стран маяком надежды для христианского мира в этом вопросе называют Россию. Е.Б. Мизулина также обозначила другие темы, связанные с защитой традиционной семьи, вызывающие серьезную обеспокоенность в обществе – это и аборты, которые Святейший Патриарх недавно предложил вывести из системы обязательного медицинского страхования, и суррогатное материнство, ответственность за которое сейчас также пытаются осмыслить на государственном уровне, и духовно-нравственный подход в обучении и воспитании детей, который сохраняется почти только лишь в православных школах, где при этом финансирование в два раза меньше, чем светских…

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОЛЕ БИТВЫ

 

Однако после семьи именно школа и университет являются формирующей средой для личности. Образование – та сфера, которая еще может передать последующим поколениям традиционные духовно-нравственные ориентиры и культурные ценности, о сохранении которых у нас сейчас столько говорится. В частности, актуальные возможности приобщения к наследию Святой Руси через русскую философию осветил в своем докладе на Парламентских встречах 22 декабря заведующий Кафедрой философии МГИМО (У) МИД России Алексей Викторович Шестопал, обозначив также необходимость формирования дискуссионных площадок на тему дальнейшего развития страны на базе гуманитарных университетов.

«Современный мир и постиндустриальный, и постсекулярный одновременно, – отметил проф. А.В. Шестопал. – На пересечении этих двух характеристик появляются позитивные возможности: с одной стороны, происходит укрепление основ мирового сообщества на прочной базе основных принципов мировых религий и появляется некая «цветущая сложность», дающая новые надежды. Но с новыми возможностями связаны и новые угрозы: наряду с возрождением традиционных мировых религий происходит параллельное развитие таких псевдорелигиозных движений, как неоязычество, а культовые силы в сочетании с информационной средой производят очень негативный эффект, вплоть до развития неонацизма. Сочетание новых угроз и возможностей создает необходимость постоянного диалога, площадкой для которого может быть университет, а мостом между наукой и религией в этом диалоге как раз должна служить философия. Отечественная светская и религиозная философия дает масштабное понимание истории, национальной судьбы, места человека в мире и обществе – труды таких мыслителей, как В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, А.Ф. Лосев могли бы сегодня прояснить ответы на многие вопросы общественной жизни. Если вспомнить историю, в кризисные эпохи религиозно-философской мысли всегда отводилась особая роль. Прекрасный пример – сборник «Вехи», который содержит опыт осмысления первой русской революции, журнал «Русский мир», дающий анализ катастрофических последствий событий 1917 года. То бережное отношение к наследию Просвещения, которое сохранилось в нашей науке и культуре, было бы хорошо возродить и по отношению к патристике. Это важный национальный ресурс. Вопрос только в том, как мы им пользуемся. В программных выступлениях Президента мы видим ссылки на В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева – это, конечно, хорошо. Но в обществе сильны предубеждения против философии как таковой в связи с тем, что некогда монополистическая коммунистическая идеология задавила саму марксистскую философию, все-таки предполагавшую возможность диалога. Впрочем, предубеждения – не только наследие советского времени. Русская религиозная философия – еще и как кость в горле для сторонников воинствующего либерализма. А чтобы воспользоваться этим национальным духовным ресурсом, нужны совместные духовные усилия. В связи с этим мы очень рады подобной встрече в стенах Государственной Думы. Есть скромный опыт подобных дискуссий и в Московском государственном институте международных отношений, и этот опыт показывает, что студентам изучение связи религиозной философии и современных проблем международного сообщества очень интересно». Алексей Викторович упомянул, что с 1996 года действует программа «Духовно-нравственные основы мирового сообщества» на базе МГИМО (У) МИД России, Дипломатической академии МИД России и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а в декабре 2013 года подписано соглашение о сотрудничестве между МГИМО (У) МИД России и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую также возглавляет глава ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Тему о том, какое значение имеют христианские ценности для студентов-международников, продолжил на секции Рождественских чтений в Общецерковной аспирантуре и докторантуре 23 февраля доцент Кафедры философии МГИМО, исполнительный директор центра «Церковь и международные отношения» МГИМО Валентин Владимирович Печатнов. «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи – важнейшая задача. С одной стороны, важно научить студентов знать и ценить духовное наследие страны. С другой – помочь осуществить личный выбор: с кем я – со Христом или с миром сим? И на этом пути молодых людей подстерегают разного рода интеллектуальные ловушки в лице ценностного релятивизма и идеологии плюрализма, которые рано или поздно показывают свою бесплодность и несостоятельность. И задача преподавателей – помочь студентам справиться с этими вызовами». Валентин Владимирович отметил, что немалую помощь в личностном становлении студентов оказывает строящийся при МГИМО храм святого благоверного князя Александра Невского, куда ребята всегда могут прийти помолиться, задать вопрос священнику, найти себя в социальном служении – действует волонтерская организация помощи детскому дому села Кондрово Калужской области и Дмитровскому дому-интернату, организуются встречи студентов с настоятелем храма протоиереем Игорем Фоминым, другими представителями Церкви, православными общественными деятелями, политиками, журналистами, деятелями культуры. Конечно, вопросы ценностей встают и в ходе самого учебного процесса, чему непосредственно способствуют семинары по философии. На этих занятиях говорят о переоценке ценностей в современном мире, читают «О граде Божием» блаженного Августина, религиозно-философские труды славянофилов, знакомятся с некоторыми произведениями отцов Церкви. 18 лет назад, в декабре 1996 года, был создан центр «Церковь и международные отношения», который стал играть значимую роль в учебно-воспитательной работе Университета. Были открыты спецкурсы, посвященные религиозной проблематике, создан общеинститутский факультативный курс «История Церкви», который ведется с 2005 года. Особое внимание уделяется уяснению сути и места христианского мировоззрения в современном мире, чему посвящаются специальные  семинары, круглые столы, научные мероприятия. В стенах университета были проведены конференции, посвященные духовному наследию протопресвитера Александра Шмемана, последствиям революции 1917 года в религиозной жизни народа, цикл мероприятий, посвященных 90-летию Чешской акции помощи русским беженцам. В рамках соглашения о сотрудничестве с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проводятся совместные круглые столы и конференции. В течение многих лет организовывались экскурсионные поездки по историко-культурным местам Москвы и Подмосковья, в которых студенты знакомились с духовным наследием России, проводились ежегодные студенческие поездки на Соловки, по приглашению Нижегородской епархии была организована поездка в Саров и Дивеево.

Оживление истории через экскурсионные поездки и квесты, художественные и документальные фильмы, телепередачи, музеи и интерактивные выставки подобно просветительским выставкам-форумам «Православная Русь» и «Моя история» – важная творческая задача для работы с современными школьниками и студентами. Но еще более важно согласие академического сообщества относительно содержания предмета истории и противодействие попыткам ее превращения в предмет политических спекуляций. По словам декана исторического факультета МГУ Сергея Павловича Карпова, на наших глазах происходит «глобальное извращение истории» – отчасти ввиду низкого уровня образованности масс и того, что исторической науке не отдают должного уважения, и все мало-мальски начитанные автоматически считают себя специалистами в истории. Но страшнее то, что действительно все чаще имеют место злонамеренные искажения. «Истоки лжи могут быть купированы только доступом к настоящим базам данных», – заключает историк. В этом свете важно, что Российским историческим обществом была принята концепция единого учебника истории, о чем напомнил директор Института российской истории РАН Юрий Александрович Петров.

Отдельный вызов для нынешней России, как отмечает профессор Кафедры дипломатии МГИМО Евгений Михайлович Астахов – 30 миллионов русских людей, оказавшиеся за рубежом после Беловежских соглашений 1991 года. «И 1917 год, и 1991 год Русское Зарубежье восприняло как катастрофу и личную трагедию. Что делать сейчас с этими людьми? Конечно, сотрудничать, помогать, способствовать миру между народами и сохранению единого культурного пространства, насколько это возможно...» Сохранению единого пространства русского мира во многом способствовало каноническое воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежом, произошедшее в 2007 году. Однако церковное единство, к сожалению, не распространяется напрямую на все сферы и слои общества. Как отмечает член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член Попечительского совета фонда «Наследие митрополита Питирима» Омар Иванович Фаризов, по тем или иным причинам некоторую часть думающей и социально активной молодежи страна все-таки потеряла. Депутат привел в пример такое сообщество в интернете, как «Пора валить» и подобные ему антироссийские движения. «Даже если они еще не уехали, мысленно они уже не ассоциируют себя с Россией». С другой стороны, как отмечает проф. Е.М. Астахов, «поезд еще не ушел, еще возможно что-то сделать – но для этого надо бороться за диалог, а не монолог одной цивилизации». В связи с активностью антипатриотических сил, зачастую поддерживаемых зарубежными фондами, СМИ и интернет-сообществами, России важна собственная просветительская работа и поддержка соотечественников за рубежом. Этими задачами напрямую занимается Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников за рубежом и международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), о деятельности которого в рамках Парламентских встреч рассказал заместитель руководителя агентства Александр Васильевич Радьков. Россотрудничество реализует совместно с фондом «Русский мир» программы и мероприятия, направленные на формирование объективного и целостного образа России, курирует деятельность русских центров науки, образования и культуры за рубежом. А.В. Радьков рассказал, что в 2014 году было проведено много мероприятий, связанных со значимыми страницами истории России и Русской Православной Церкви – встречи, концерты, выставки и кинопоказы, посвященные 700-летию преподобного Сергия Радонежского, 100-летию с начала Первой мировой войны, 150-летию со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности. В рамках духовно-патриотической работы состоялся морской поход в Грецию – «судно мира» доставило в Александрополис из Санкт-Петербурга икону святого равноапостольного князя Владимира, была проведена выставка «Русские святые в Греции». Завершено формирование духовного некрополя в Белграде, где находится крупнейшее захоронение соотечественников за рубежом – 1360 офицеров, генералов и солдат, принявших участие в Первой мировой войне. Развивается диалог по церковной линии, активизируется взаимодействие с православными приходами, русские центры науки и культуры в Вифлееме и Париже организуют благотворительные вечера «Русь Святая, храни веру православную». В 2015 году к 1000-летию преставления князя Владимира в русских центрах за рубежом запланированы показы фильма «Русь изначальная».

Помимо государственной политики в отношении соотечественников, член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций О.И. Фаризов указывает на такой важный фактор международных отношений, как народная дипломатия: «Народные дипломаты могут сказать слово там, где традиционная дипломатия бессильна». В качестве примера он привел взаимодействие по линии дружбы «породненных городов», международные общественные, культурные, спортивные объединения и инициативы, содружества кадетов дореволюционного и постреволюционного времени и т.д. А еще 2015 год – год литературы в России – напоминает о прекрасных возможностях для диалога с миром через обращение к великой русской классике...

 

К ПЕРВОИСТОКАМ И ПЕРВОИСТОЧНИКАМ

 

Тем более, что русская литература сумела вобрать в себя и осмыслить все самое ценное, что было в истории и литературе мировой. Генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева на конференции в Общецерковной аспирантуре и докторантуре не случайно процитировала мысль из Нобелевской речи Иосифа Бродского, также вошедшей в сокровищницу мировой литературы: «Я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе  подобного во имя  какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего». По сути, это лишь перифраз библейской истины о важности образования и воспитания в становлении личности: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). Очевидно, разговор о ценностях, начатый наконец на государственном и межгосударственном уровне, важен для каждого человека с самого детства. Председатель Комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш), размышляя о том, что есть ценность, определяет это как все то, что важно и нужно человеку: «Крестьянину нужна пшеница, скотоводу – молоко. Когда наоборот – возникает процесс обмена, появляется рынок ценностей. До недавнего времени рынок мотивировался только материальными потребностями. Но сейчас мы говорим о других ценностях – ценностях нематериального порядка, которые попираются ввиду того, что рынок постепенно стал движим амбициями людей с отрицательной волей». В качестве иллюстрирующей его мысль притчи отец Макарий рассказал сказку  Льва Николаевича Толстого «Большая печь», где мужик, не желая переделать печку, чтобы потребляла меньше дров, в конце концов разобрал и сжег саму избу. В жизни, как отмечает отец Макарий, происходит то же самое: так, на антиабортном форуме в Иваново в 2014 году гости из Америки показали ролик, суть которого – «спи с кем хочешь, только не убивай детей» – и тем самым полностью сожгли избу, которую строили. Чтобы не совершать подобных ошибок, отец Макарий считает предельно важным помнить о главном: «Главная ценность для христианина – сам Христос. Все доброе – от Него. Когда ценности превращаются в ликвидность, которую можно обменивать на что-то иное, идя на компромисс – они ликвидируются, перестают быть абсолютными ценностями, становятся относительными. А ликвидируя фундаментальные ценности, человек ликвидирует и центральную ценность, в которой Бог Сам являет и отдает Себя людям – Самого Христа. Но если Бог един, и Он есть Любовь – то и Любовь может быть только одна. И эта Любовь нам говорит одно: тоже отдать себя. Сделать это мы можем в этой жизни в трех сферах: Церковь, семья и нация (под нацией я при этом имею в виду людей, которые не знают друг друга, но готовы отдать жизнь друг за друга). Все три сферы – это три фундаментальных человеческих проявления божественной энергии любви. И все три сферы сегодня ликвидируются». В завершение своего выступления на круглом столе в ОЦАД отец Макарий показал видеоклип песни о войне группы «Motor-Roller», который он показывает на молодежных форумах и который завершается строками, перекликающимися со знаменитыми словами Федора Михайловича Достоевского о битве диавола с Богом в сердцах людей: «В любом из нас сидит война, / не знаю, чья в этом вина, / и нам нельзя на ней, ребята, погибать!».

«Подлинные ценности не размениваются – как говорил известный персонаж Булгакова, осетрина бывает только одной свежести, – продолжила мысль отца Макария гендиректор библиотеки им. М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева. – Ценность не зависит от политических, конъюнктурных, экономических и идеологических соображений – это категория любви. И именно этого не хватает сегодня в европейской составляющей мира – диалога и понимания ценности любви, которую нужно начать возрождать. Мы все еще политизируем разговор о судьбах Отечества и мира, ведя его в социальной плоскости – хотим ответить на извечный вопрос «что делать?». Но вопрос «кто виноват?» не менее важен – и важно понять, что мы все виноваты в таком состоянии мира. Но дорогу осилит идущий. Мое смиренное предложение тем, кто возвышает голос на высоких трибунах – подумайте: может, здесь и есть путь, который мог бы показать миру, где выход из кризиса. Пусть это будет кучка энтузиастов – церковнослужители, миряне, политики, ученые… Когда академик Андрей Дмитриевич Сахаров осознал возможные последствия своих разработок и завел разговор о том, что испытания ядерного оружия должны быть остановлены, это казалось невозможным – но ведь получилось. Надеюсь, что и про нашу встречу скажут, что это была историческая встреча. Остановим луки, вознесенные для удара».

Но любовь в свою очередь немыслима без свободы. Как отметил на Парламентских встречах в Госдуме вице-президент Фонда Русско-Сербской дружбы иерей Александр, свобода заложена Богом в самой основе человеческой личности. Распорядимся ли мы этой свободой во благо – тайна совести и личной ответственности каждого. Но отец Александр озвучил актуальные слова преподобного Серафима Саровского: «У нас нет решимости идти за Христом». Он также вспомнил курьезный случай, когда американский политик приехал в 90-е годы на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру и несколько часов наблюдал за паломниками, которые приезжали помолиться, а потом сказал: «Что-то я никак не могу понять: а вы что, правда верующие?» Отец Александр признает, что, получается, не всегда правда. «Человечеству предложена свобода выбирать между совестью и справедливостью. И в этом выборе нужна твердость. В Израиле бытует версия, что, когда Понтий Пилат, поколебавшись, все-таки отдал Иисуса разъяренной толпе, умыл руки и отошел в сторону, Иисус сказал ему: «Если бы ты был тверд…». Беззаконие в человеческом обществе – это аномия, «удерживающая сила» – Катехон (см. 2 Сол. 2:7: «ибо тайна беззакония уже в действии, только не свершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь»). Иоанн Златоуст говорил, что Катехон – это Святой Дух и христианское государство. Святой Дух нас удерживает, но надо понимать: идем ли мы сами на уровне государства и общества за Христом? Надо, чтобы священники мыслили государственно, а госслужащие поняли, что их служение – это тяжелый крест, который нужно нести только вслед за Христом».

Разговор о наследии Святой Руси можно было бы резюмировать словами председателя Союза православных граждан Валентина Владимировича Лебедева: «Наследие Святой Руси – это преобладание веры, надежды и любви. Кстати, у нас даже Президент высказал мнение о том, что смысл жизни – в любви, и согласно исследованию, проведенному в интернете, большая часть общества восприняла это высказывание очень положительно, в то время как уши и голос народа – СМИ – очень скромно себя повели и почти не отреагировали…»

Политика современных СМИ вообще вызывает много вопросов. Где свобода слова возводится в ранг главной ценности без каких-либо ограничений, она уничтожает все остальные. Как в рекламном ролике The Guardian про трех поросят: казалось бы, полный плюрализм мнений – а смысла нет. В запутавшемся мире информационного шума отсутствие ценностной позиции для здравомыслящей редакции смерти подобно. Политика Charlie Hebdo и любых СМИ, поддерживающих и прикрывающих издевательства над ценностями верующих, военные преступления, откровенную ложь и перевирание истории – это тоже ценностная позиция. Но какая ценность для них главная? Явно не Христос. Как сказал отец Димитрий Смирнов, маски сняты. Что бы ни говорили такие проповедники вседозволенности о свободе, их рассуждения в формальной логике и оправдания собственной безответственности по отношению к обществу, в котором они живут, терпят крах при столкновении с реальностью – неожиданной и непонятной, но открывающей окно в какое-то иное, невидимое им измерение. И в ситуации неопределенности оказывается, что простой сельский батюшка, который отпел уже тысячи людей, знает гораздо больше о жизни, чем красноречивые ученые специалисты пера – будь они едва оперившимися амбициозными «всезнайками» или закостеневшими в своих заблуждениях старыми либералами. Парадокс в том, что информационная революция открыла потрясающие возможности просвещения – но просвещения больше не стало: слепые вожди по-прежнему ведут слепых… А куда мы, молодежь, воспитанная на «американской мечте», поведем страну, когда она достанется нам, со всеми ее бедами и вызовами? Вот и прячем голову в песок или продолжаем детские игры – в солдатики, свободу слова, торги на бирже… Но хотим мы того или нет, реальный мир вокруг, за состояние которого мы тоже несем ответственность, нас все время возвращает к ситуации ценностного выбора. «Эйнштейн говорил: если исчезнет материя – исчезнет пространство и время, – вспоминает Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий. – А если исчезнет духовность – исчезнут любые ориентиры, удерживающие человечество в области здравого смысла. Наблюдая, что происходит в мире, уже надо не просто говорить о Боге – надо взывать к Богу и совести, спасающим и преображающим».

Ситуация в мире ставит перед Россией нетривиальные задачи, которые невозможно решить без опоры на основы государства. А основы наши еще святым князем Владимиром положены в православном христианстве. Но обращаясь к Церкви, приходится понять, что и ее нельзя использовать как инструмент. В ней нужно жить. Жить и учиться разбираться, что есть воля Божия о мире и человеке. А тут уже идеологам, политикам, учителям, журналистам придется снова садиться за парту – читать первоисточники: Библию, христианскую патристику, философию, историю, литературу… И тогда сегодняшний диалог, возможно, станет действительно плодотворным диалогом интерпретаций, как выразился проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин), а не бесплодным диалогом амбиций.

Анна Вавилова (МЖ 2009)